В действительности, Америго Веспуччи бывал в Америке неоднократно, но только в Южной. По указанным в статье причинам, католики (испанцы с португальцами) старались никого лишнего, а еретиков-англичан уж тем более, в свои колонии не допускать, ну, может, ещё итальянцев (которых тогда ещё не было).
Есть легенда, что американский континент назван в честь Америго Веспуччи (Vespucci, 1454-1512)―итальянского торговца, мореплавателя, картографа.
Имеется, однако, и иная версия происхождения этого топо́нима.
Что ж, рассмотрим:
Во второй половине 15-го столетия пальма первенства в парусном кораблестроении постепенно переходит от Голландии к Англии; поощряемые руководством страны английские негоцианты активно поддерживают нарождающуюся кораблестроительную промышленность и моряков с целью исследования новых земель - для короны это территориальные приращения, а для торговли - новые ресурсные рынки.
Так, некто Ричард А́мерик, валлиец по национальности, купец из Бристоля, финансировал 2-ю трансатлантическую экспедицию Джона Кэ́бота, чьи путешествия в 1497 и 1498 гг. обеспечили задел последующих претензий Британии на Канаду. Сам Дж. Кэбот (настоящее имя Джованни Кабо́то, между 1450 и 1455-1499?) приехал в 1484 году в Англию из Генуи и получил от короля Генриха VII санкцию на поиск новых земель на западе.
В мае 1497 года, командуя кораблём «Мэтью», Кэбот высадил на берег полуострова Лабрадор пионерскую партию, а сам исследовал и картографировал линию побережья от Новой Шотландии до Ньюфаундленда. Запись в Календаре (городские хроники) города Бристоль за тот год гласит:
«… в день Св. Иоанна Крестителя (24 июня) найдена земля Америка купцами из Бристоля, прибывшими на корабле из Бристоля с названием “Мэтью”».
Промежуточные выводы:
- Америго Веспуччи никогда не бывал в Северной Америке;
- Все ранние карты тех земель—английские;
- Сам А. Веспуччи никогда не использовал название «Америка»;
- Карты побережья Южной Америки (в основном, это испанские и португальские владения) - районов, где добывались золото, серебро, изумруды и прочие ценности - содержали в высшей степени секретную информацию, в открытый доступ не предоставлялись и, что естественно, широкого хождения не имели. Карты же английские наоборот, подтверждая де-факто британский приоритет на открытые земли, способствовали юридическому обоснованию принятия их под власть короны. Для этого их широко («широко» в понятиях тех лет, конечно) тиражировали и рассылали всем известным картографам.
И, наконец:
(а) М. Вальдзеемюллер, лотарингский картограф, которому легенда приписывает честь присвоения новому континенту в 1507 году его названия, был т.н. камеральным картографом, т.е. сам никуда и никогда не путешествовал, а работал исключительно с присылаемым ему материалом, т.е. с картами. В этой связи, см. пп. 2.) и 4) выводов;
(б) Открываемые географические объекты нарекались (традиция эта сохраняется и до настоящего времени) не по имени, а по фамилии: острова Кука, Тасмания, Колумбия, пролив Ла Перуза и т.д. Особняком стоят имена монарших особ—Земля Королевы Мод, остров Принца Эдуарда, остров Николая II―но, заметим, что в этом случае имя—это часть титула, т.е. обозначение социального статуса и/или «должности» (чина), а также имена святых: бухты Петра, Павла, остров Иоанна Богослова, город Петропавловск-Камчатский. Хотя имеются и исключения из традиции: бухта Наталии была поименована так исследовавшим её шкипером Геком в честь жены промышленника из Владивостока Линдгольма, который финансировал плавание, а вот остров в Беринговом море нарёк фамилией своего партнёра и финансиста—остров Линдгольма. Имеется в тех же краях и красивейшая бухта Анастасии, в честь подруги жизни Гека.
Это исследование - часть новой рубрики под названием Разрушитель мифов