Сельдь, вкусная и полезная рыба, в то же время со своими особенностями обитания, в морской среде. Чем теплее вода в море, тем больше скоростной режим сельди. Как только температура воды падает, сельдь включает пониженную. Все как у водителей. Чем лучше дорога, тем выше скорость. Наступает гололед, скорость сбавляется.
Осенний рейс. Нас посылают на лов сельди. Ладно весной или летом, так нет приспичило осенью, селедка в это время самая скоростная. Перед зимой нагуливает жир, гоняется за своим кормом, с быстротой очумевшей торпеды. Никогда не знаешь, каким курсом ляжет.
Получили мы рейсовое задание, и пошли в Берингово море. Осень выдалась, как назло очень теплая. Судно в поиске. Сельдь еще найти надо. Никто из штурманов не знает, что у этой рыбы на уме. Вроде нашли косяк, прописали, ставим трал. Через некоторое время, сельдь, включив торпедную скорость, помчалась дальше. Видать еда закончилась. Штурмана, вроде опытные рыбаки, в полном недоумении. Первый раз такое видят. Поднимаем трал, а там 5-6 тонн, не больше. Ну не идет она, в трал, хоть тресни. Что это за рыбалка? Наши штурмана к такому не привыкли. Они же лучшие рыбаки, работают на флагмане. Сутки таких подъемов. Настроение ноль, состояние дрянь. Как это, рыба не ловится? Видя такое дело, капитан, морской волк со стажем, дает указание, измерять температуру воды за бортом каждые 10 минут. Не понимая, зачем это надо, штурмана выполняют, таки указания капитана. Капитан на мостике, как бы промежду прочем, рассказывает штурманам, как ловил скоростную ставриду. В рассказе, упоминает про разворот судна, на скорости. Конкретных указаний не дает, учит штурманов мыслить самостоятельно и масштабно.
Макаренко блин и Сухомлинский в одном флаконе. Обучение на практике, он проводит! Вахта была старпома.
Старпом: - молодой человек, зовут Андрей, 33 года от роду, адекватен, со здоровыми амбициями, легко поддается обучению, все схватывает на лету.
Ревизор: - молодой человек, зовут Денис, 28 лет от роду, адекватен, со здоровыми амбициями, легко поддается обучению, все схватывает на лету.
Третий штурман: - Человек преклонных лет, отчество Васильевич, адекватен, без каких- либо амбиций, обучению не поддается, настороженно относится ко всему новому.
Рассказ, о вылове ставриды, возымел свое действие. Как только капитан, покинул мостик, старпом начал на практике, применять полученную информацию. Нашел косяк, прописал, поставил трал. Селедка, видать чувствуя не ладное, включила свою очумевшую торпеду, а старпом, крейсерскую скорость. Кто кого обогнал не знаю. Разворот БАТМа на скорости, да еще по хорошей волне, это что-то!!!
Сельдь, сельдью, охотничий азарт на промысле тоже понятно, но надо думать и о людях. Пароход живет своей жизнью, кроме штурманов, с их амбициями и охотничьим азартом, есть еще и другие службы. Там тоже люди работают. В своей погоне за селедкой, старпом напрочь забыл об этом. Существует трансляция, и можно предупредить, что ставишь пароход лагом. Тем более, волна, очень даже не маленькая. Удар волны в борт и…
Только что, сваренный бульон и компот, омыли палубу камбуза. Котлеты в стационарной сковороде, сбились в кучу, прижавшись друг к дружке. Хорошо, что никто не пострадал. Обошлось без травм.
Пострадали только мы с буфетчицей Ириной. В это самое время, когда чиф, погнался за селедкой, мы с Ириной, решили дернуть по рюмашке текилы. Налили в рюмочки швепс, добавили текилу, по всем правилам, нарезали лимон, насыпали соль на тыльную сторону ладони, второй взяли рюмки, стукнули донышками об стол, бум сделали, но выпить не успели. Крутой бум сделала волна, о борт нашего судна. Бутылка, стоящая на столе, летит на палубу, по пути ударяется о что-то, и зачем- то, разбивается, блюдце с лимоном, следом, и догнал все это великолепие швепс. От неожиданности, мы с Ириной выпустили из рук рюмашки. Только соль, осталась на месте, но нам она была уже не нужна. Пить было больше нечего. До выпендривались.
Трал, старпом поднял уже с 40 тоннами сельди. Чиф сдал вахту, третьему помощнику. Четыре часа никаких потрясений. Подъем трала, и 9 тонн рыбы. Вот когда надо было текилу пить. После третьего штурмана на вахту заступает ревизор. И все повторяется, крейсерская скорость, пароход лагом, правда без последствий. Потому как, объявление по трансляции делает свое дело. Такая свистопляска, продолжалась три недели, пока температура воды за бортом, не упала до 3 градусов, по-цельсию.
Рейсовое задание, мы выполнили. Штурмана, приобрели личный опыт вылова скоростной рыбы. Практика удалась. Трансляция тоже сделала свое дело, компот и бульон палубу больше не омывали. Старпом и ревизор, соревнование то, устраивали, кто больше поднимет сельди, но уже думали о людях.
Этот рейс пошел на пользу всем. Только вот мы с Ириной понесли убытки, без текилы остались, даже по разу сделать бум не удалось. Видно не судьба…
___________________________________________________________________________________________________________
РЫБАЦКИЕ БУДНИ В РАССКАЗАХ
�(!�,ֹT