1. Он НЕ воспринимает поток информации, состоящей из скучных команд, заданий и напоминаний. Информацию в данном случае приходится выдавать порционно, по степени ее усвоения и выполнения. Не стоит делать так: «Переоденься, вымой руки, разогрей, поешь и убери уже в комнате посуду, которая стоит там три дня». Придется как-то так: «Переоденься, переоденься, переоденься. Ты переоделся? Ну ты живчик, вымой руки, вымой руки, руки помыл?» А кому легко?
2. Он НЕ может концентрироваться на выполнении рутинного задания столько, сколько могут нейротипичные дети. Паузы должны быть более частыми и достаточными для разгрузки, необходима смена деятельности. Основная проблема в школе с такими детьми именно по причине перерасхода их возможностей на концентрацию до момента окончания уроков. Это преодолимо в индивидуальном подходе учителя (школы) к состоянию ребенка.
3. Он НЕ думает прежде, чем что-либо делает или говорит. Этот навык у него «отращивается» постепенно и с явным запаздыванием относительно социальных ожиданий. Родителям может потребоваться помощь специалистов в работе по запуску и коррекции этого процесса. Быстрых решений здесь нет.
4. Он НЕ издевается своим поведением над окружающими людьми. Для него это форма и образ существования, обусловленные во многом степенью развития мозга, эмоциональной зрелостью и реакцией на то, как его воспринимают близкие люди. Нельзя сказать, что для других детей это не значимо или действуют другие законы, но в случае с СДВГ определяющими факторами становятся процессы мозговой деятельности, биохимический коктейль. На издевательства, кстати, тоже нужны ресурсы, а их в арсенале дефицит.
5. Он НЕ всегда будет таким, но синдром скажется на его последующей жизни. Грамотный подход в воспитании и образовании такого ребенка могут минимизировать негативные последствия и раскрыть его способности.
Психолог Елена Нагельман