От сумы, и от тюрьмы не зарекайся. Так гласит народная мудрость. Жизнь, она очень непредсказуема, прямо как женщины...Правда речь о женщинах, здесь идти не будет. Поговорим о мужчинах.
Историю эту поведал наш старший тралмастер (майор) Павел Александрович. Самое начало двухтысячных. Порядок еще не полный, но и разгула бритоголовых молодчиков практически нет. Криминальные авторитеты становятся бизнесменами и предпринимателями. На корню перевоспитываются. Начинается удивительное время, становления страны.
Работать в море, остаются только закоренелые рыбаки старшего и среднего поколения. Редко встретишь молодежь. Они все нынче создают свои бизнеса. Дай бог им здоровья и многие лета. В рыбодобывающих компаниях начался кадровый голод. Если специалистов еще можно найти, то с матросами просто беда. Люди, меняются как перчатки. Сколотить хороший экипаж проблема. Тем не менее здравомыслящим капитанам, каким-то чудом, удается сохранить костяк. Честь им и хвала за это. Отделы кадров компаний, принимают решение, разрешить бывшим осужденным выход в море. Это правильно. Людям нужно адаптироваться в текущем времени, и принять решение как дальше жить. Кто-то принимает законы общества и порядок, а кто-то пытается установить свои порядки, обжигаются и снова возвращаются в тюрьму. Всегда так было, есть и будет. Аксиома.
Двое мелких жуликов, отсидев два года, решили исправляться. Для начала надо устроиться на работу, чтобы не донимала милиция. Куда не сунутся, нигде не берут. Бывшие жулики, решают пойти в море. Оформляют морские документы, и получают направление на пароход. Причем на БАТМ. Не хухры-мухры. Направили их правда не командирами, а всего лишь матросами обработки. Но друзья не унывали. Они уже одной ногой, на пути к светлому будущему. Придя на пароход, и немного оглядевшись, заняли двухместную каюту, недалеко от трапа. Каюта ближе к заводу им не подошла. Шумно очень. Да и в столовую ближе и быстрее подниматься. Гальюн тоже не далеко. Все блага цивилизации рядом. Пока стояли на берегу, их все устраивало. Поели, попили, поспали, сходили в город. Посуду мыть не надо, ложкамойка помоет. Прачка раз в 10 дней поменяет постельное. Вот это работа, радовались друзья, еще и деньги платят.
На разгрузку снабжения, друзья не вышли. Не слышали мол объявление по трансляции, да и не привыкли они к этому матюгальнику. На погрузку гофратары, они тоже не соизволили явиться. Когда подвезли продукты, друзья мелькнули пару раз, и исчезли с несколькими батонами колбасы. Почему-то думая, что этого никто не заметил. Не знали они флота, ой не знали. Пароход хоть и большой, но шеф-повар и ревизор, видят все, что касается продуктов. Шумиху из-за колбасы поднимать не стали. Списали на недавнее, голодное прошлое.
Подготовительные работы закончены, документы оформлены, судно выходит в рейс. Ворота остались позади. Экипаж группами по 3-4 человека, отмечает выход в море. Традиция такая.
Друзья, выход в рейс, отмечали двое суток. Судно уже пришло в район промысла, поставили трал, зав производством расписал людей по бригадам, первая смена, закончила подготовку завода к работе. Ждут первую рыбу. Наши герои отсыпаются. Подняли трал, рыбы тонн 40, как раз для первой обкатки завода. Бригада обработки, чья смена выпала на время подъема трала, ушла в завод. Работа началась. Бригадир пошел проверить, все ли на местах, обнаружил отсутствие наших героев в заводе. Послал за ними молоденького матроса. И вот тут началось самое интересное…
Зайдя в каюту, матрос увидел друзей, сидящих на шконке, и играющих в карты. Попытался объяснить, что смена уже началась, и надо идти работать. Бригадир ругается. Друзья, не сговариваясь, отметелили матроса, и приняв позу доцента из фильма «Джентльмены удачи», стали объяснять ему, кто здесь хозяин. А на рыбу им вообще плевать. Теперь, здесь будет все по-новому, и порядок будет такой, какой они сами установят. Избитый матрос вернулся в завод, и передал все услышанное бригадиру. Выслушав матроса, бригадир побагровел. Пошел к друзьям в каюту, взяв с собой двоих ребят. Долго не разговаривая, с помощью мата и кулака, объяснил, что не следует бить посыльного. По поводу порядка, с ними будут разговаривать другие люди. И вежливо, при помощи еще одного подзатыльника, попросил через пятнадцать минут быть в заводе. Наши герои люди упертые, решили стоять на своем, через 15 минут в заводе не появились. Бригадир пошел к майору, посоветоваться, что с ребятками делать дальше. На рыбодобывающих судах, как правило, тралвахта самая крепкая и дружная часть экипажа. Случайных людей там не бывает, их уважают все.
Когда Пал Саныч, узнал в чем дело, непременно решил вмешаться, не дай бог, до резни дойдет. Бригадир ушел на смену, предоставив разбираться с нашими героями Павлу Александровичу. Долго Саныч не думал. Поднял отдыхающую смену тралвахты, и сменного тралмастера. Поставил задачу, рассказав, как друзья отметелили матроса, приходившего звать их на работу. Этого оказалось достаточно. Сменный тралмастер, распределил людей. Каждый час, двое крепких парней, заходили к друзьям в каюту, и рассказывали о правилах работы и безопасности на пароходе, при помощи матов и тумаков. Обучение продолжалось в течении четырех часов. Аргументы оказались весьма весомыми, поскольку на следующую смену, друзья без напоминаний явились в завод.
Молодое дурачье, им было даже невдомек, что на пароходе, почти треть экипажа, бывшие сидельцы. Люди хотели нормальной жизни, спокойно работали, соблюдая нормальные отношения и судовой распорядок.
Еще раз убеждаюсь, не надо лезть в чужой монастырь со своим уставом.
Как рассказал Павел Александрович, ребятки не совсем отморозками оказались. Еще три рейса делали с этим экипажем, не бурагозили больше.
___________________________________________________________________________________________________________