«Полярная, полярная, полярная, полярная. Если долго-долго повторять слово вслух, оно теряет всякий смысл. И вообще начинает звучать как-то очень странно и нелепо. Интересно, почему все-таки полярная? Может, потому что все вокруг ровное, как поле? Или просто так? Назвали же меня еще и белой», – эти вопросы занимали Совушку больше всего.
Как и положено всем совам независимо от цвета и места обитания, она считалась очень мудрой. Более того, в своем гнезде из 16 братишек и сестренок она была самой старшей и умной, и когда на какой-то вопрос у нее не было ответа, она начинала чувствовать себя не очень уверенно.
Совсем недавно Совушка стала совсем взрослой, и мама с папой разрешили ей жить отдельно, но она все равно частенько залетала домой, чтобы узнать, что значит то или иное слово или просто погреться в теплой кучке из многочисленных братьев и сестер.
Кстати, почему она называется Белой совой, Совушка выяснила, когда еще была совсем маленькой. Просто тогда она никак не могла понять, почему она белая, если ни у нее, ни у остальных малышей даже одного белого перышка нет, все сплошь коричневый пух. Да и сейчас, строго говоря, до полной белизны Совушке было ой как далеко. По-настоящему белыми Белые совы становились только с возрастом – чем старше, тем светлей. А сейчас большая часть ее оперения была очень благородного цвета – кофе с молоком. Что такое кофе с молоком, Совушка, конечно, знала, но ни разу не пробовала и не видела. Молоко еще поискать можно было. У оленей, например. Но вот кофе… «Вкусное, наверное, это кофе с молоком, – зажмурилась Совушка и попыталась представить, как это вкусно, но не вышло. – Почему же все-таки полярная? И у кого мне узнать, что же это означает? Может, к оленям слетать, спросить? Вожак такой взрослый, должен знать».
Никаких планов у Совушки на вечер не было, да и какие тут планы, когда это загадочное слово покоя не дает. И, покрутив немного головой, она отправилась искать оленье стадо. Тем более, что гуляли они обычно не так уж далеко. Всего-то двадцать минут полета. Совушка летела и мечтала: ах, как же будет здорово! Сейчас она все узнает у вожака и станет самой умной Белой Совой в тундре. Ну, или почти самой умной. Вдруг кто умнее найдется.
Замечтавшись, она сразу и не сообразила, что пролетела уже гораздо дальше и дольше, чем нужно, а оленей все не было. «Странно, может, пролететь еще минут двадцать?» Но стада не было и через час, и через два. «Вернуться домой, что ли? – задумалась Совушка. – Но тогда я не смогу стать самой умной. А может, пролететь немного дальше? Ага. Так и до края тундры добраться можно».
О том, что тундра может закончиться, Совушка слышала от старых сов. И что там, за краем, всё совсем другое. Например, солнце встает и ложится спать каждый день, а не раз в год. Или что там есть большой и зеленый лес, где тоже живут совы, но немножечко другие. В общем, все совсем не так, как у них. Хотя, конечно же, много и общего. Правда, так далеко улетать от дома Совушке еще ни разу не случалось. И тут ей так захотелось хоть одним глазком посмотреть на лес и край тундры, так захотелось, что не удержаться!
«Хорошо, – решилась она, – только до краешка тундры. Гляну издалека, что такое лес, посмотрю, как солнце садится, и сразу обратно». И посидев немного на холмике, отправилась туда, где обязательно должен был быть край тундры. Как известно, Белые Совы не только одни из самых крупных сов, но еще и самые сильные, а значит, самые быстрые и выносливые. К тому же Совушке так не терпелось посмотреть на лес, что дорога не заняла много времени.
Сначала Совушка учуяла запахи. Очень много запахов. Незнакомых, волнующих, временами очень вкусных и совершенно непередаваемых. А потом впереди показалось что-то темное и высокое. И чем ближе она подлетала, тем выше были… «Деревья! О-го-го, какие здоровые!!! Не то, что дома, – маленькие и все больше лежащие на земле. Как расскажу братьям и сестрам, не поверят же!»
От восхищения Совушка совсем забыла, что собиралась поглядеть на лес и край тундры только издалека и одним глазочком. Тем более она совершила такой длинный перелет, что не мешало бы отдохнуть и немного перекусить. И с этими мыслями Совушка уселась на ветку одного из деревьев.
Сидеть так высоко было очень непривычно. Но интересно и удобно. Отсюда, сверху, было видно все-все, до самой маленькой мышки внизу. «Мышка!» – увидев ее, Совушка стремительно рванула вниз. Ну что поделать, мышки были любимым лакомством Белых Сов, а Совушке так хотелось есть! Только вот охотиться в лесу оказалось не так удобно, как дома. Ветки мешали, цепляли и хватали Совушку, а мышь очень быстро удирала в глубину леса. Совушка изо всех сил догоняла убегающий обед и уже почти схватила, как вдруг на всей скорости врезалась во что-то большое, мягкое и темное. Она стукнулась так сильно, что свалилась на землю и от ужаса закрыла глаза. Она хоть и была очень умной и мудрой, но отчаянной трусихой, как все девчонки.
«Смотреть надо, куда летишь! – прошипел кто-то очень сердито и тут же удивленно спросил: – А ты вообще кто такая?»
– Я Сова, – не открывая глаз, проговорила Совушка и на всякий случай решила не шевелиться.
– Ты? Сова? Это я – Сова! Самая настоящая, а тебя впервые вижу! И вообще вставай! Хватит валяться. Сова она!
От удивления, что она Сова ненастоящая, Совушка наконец-то открыла глаза и вскочила на ноги. Перед ней и правда сидела Сова, но совсем другая. Коричневая, меньше Совушки и очень взъерошенная.
– Да! Я – Сова! Белая и еще Полярная! – гордо ответила Совушка. – Просто я нездешняя. Я сюда случайно попала. За мышкой погналась. Но это уже потом. А сначала я хотела посмотреть, как выглядит край тундры и лес, а край тундры – это вон туда, – от волнения, что встретила другую Сову, такую непохожую и похожую одновременно, Совушка так разговорилась, что тут же самой стало стыдно. А вдруг тут подумают, что Белые Совы болтливы и глупы? Но новая знакомая удивилась так же сильно, как и Совушка. Хотя изо всех сил старалась казаться невозмутимой.
– За мышкой погналась? А я ее видела, сама поймать хотела, но врезалась в тебя. Сама не понимаю, как тебя не заметила, ты ведь такая яркая! Белая! Я знаю! Мне мама рассказывала, что бывают такие совы. Значит, будем знакомы?
– Будем! Я про таких сов, как ты, тоже слышала!
И две совы уселись на ветку рядышком поболтать о том, как живут Совы там и тут. Белая рассказывала о том, какая большая у нее семья, какие маленькие деревья в тундре и как красиво бывает дома весной. И что ей с ее цветом дома охотиться гораздо удобнее, ведь она как снег. А Сова, живущая в лесу, – о том, что ее окрас, наоборот, больше подходит для ее дома, что мыши тут хитрые, но все равно легко поймать, что лесные совы тоже умные и мудрые.
– Слушай! – вдруг осенило Совушку. – Если ты тоже умная, может быть, ты тогда знаешь, почему я называюсь еще и Полярной?
– Нет. Не знаю, – огорченно ответила Лесная Сова. – Хотя я вот знаю, что иногда противоположные вещи называют, кажется, полярными. Вот ты белая, а я темная. И хоть обе совы, но разные же. Полярные.
– Здорово, конечно! Но тогда получается, что и ты Полярная. Да?
– Получается, да. Но только меня так никто никогда не называл.
И обе Совы глубоко задумались.
– Я знаю! Я знаю, что делать! – вдруг воскликнула Лесная Сова. – Полетели. У нас в лесу живет дедушка Филин. Он тоже из наших. Только совсем умный, большой и очень старый. Он знает всё-всё!
С этими словам Лесная Сова сорвалась с ветки и рванула туда, где лес казался совсем страшным, густым и черным. Немного поколебавшись, Совушка заторопилась за тезкой. Если уж та не боится, то и ей нельзя быть такой трусихой.
– Смотри, вон он сидит. Спит.– Лесная Сова показала на огромный пень.
– Где? – шепотом спросила Совушка.
– Да вон же!
Недавно приобретенная подруга снова нетерпеливо показала на пень и вдруг громко крикнула: «Дедушка Филин, здрасти!» И Совушка чуть снова не упала от неожиданности и испуга на землю.
Огромный пень зашевелился и открыл глаза. Дедушка Филин сидел на пне, и если бы его не разбудили, то Совушка так бы его и не заметила, так сильно они были похожи – остатки старого дерева и дедушка.
– Чего шумишь, спать не даешь? – сердито спросил дедушка-пень, ой, дедушка-Филин. – Поздно уже, а ты хулиганишь!
– Дедушка, ну не сердись! Мы к тебе прилетели, потому что ты самый умный. Умнее тебя никого нет. Смотри, с кем я. Это Белая Сова. Она еще Полярная. Дедушка, ты не знаешь, почему она полярная? – затараторила Лесная Сова.
– Ой, не егози. – Дедушка Филин внимательно посмотрел на Совушку. – Как не знать, знаю. Полярная, потому что живет за Полярным кругом. На Северном Полюсе. От того, где живет, так и называется. Понятно?
– Понятно, – хором ответили Совы.
– Ну, раз понятно, тогда я спрошу, – продолжил дедушка Филин и строго спросил у Совушки: – Ты как тут оказалась? Тебе домой не пора? Мама с папой тебя не потеряют?
– Ой!!! – Совушка вдруг поняла, какой нагоняй ждет ее дома. Ведь она улетела, никому не сказав, куда собирается. – Пора, еще как пора! Спасибо, дедушка! Я полетела! И тебе, подружка, тоже огромное спасибо!
– Да не за что, – отозвалась Лесная Сова. – Жалко, что ты так быстро улетаешь, давай я провожу тебя до края леса.
И они вместе полетели обратно. Лесная Сова, как и обещала, проводила Совушку до края леса и даже немножко дальше, до начала тундры. Потом они попрощались, но договорились встретиться снова, и Белая Сова замахала крыльями так быстро, как только могла. Она торопилась домой и думала о том, как расскажет маме с папой, что у нее появилась новая подруга. И что лес – это очень здорово, но дома все-таки лучше.
А главное, теперь Совушка точно знает, что значит Сова Полярная. Хотя вариант Лесной Совы ей тоже очень понравился. Полярная, потому что не такая, совсем противоположная, другая.
«Полярная, Полярная, Полярная. И все-таки если много раз повторять – нелепо!»