Понимание, почему переживаем те или иные эмоции и чувства, — часть развития человека. Буддизм говорит говорит об этом как о понимании причинно-следственных связей. За пониманием приходит контроль. И не тот контроль, когда мы не должны проявлять гнев, потому что мы все приличные и цивилизованные люди. Это контроль, который позволяет не идти на поводу у собственной чувственно-эмоциональной сферы.
Правила, по которым мы живем
Интересно о становлении человека рассказал Алан Уоткинс на TED, психолог и невролог, эксперт в области лидерства и деятельности человека.
Примерно в 1 год ребенок впервые осознает, что он существует. Когда он начинает ходить и подходит к зеркалу, видит в нем себя, узнает и произносит: «О! Это же я!».
В 2 года ребенок еще не отделяет свои эмоции от всего остального мира — особая форма эгоцентризма. «Если я голоден, весь мир голоден, почему я еще не поел?!» И ребенок плачет, его кормят.
Здесь ребенок начинает испытывать свою силу. Типичный пример, когда ребенок начинает дергать маму в магазине: «мам, мам, мам, ну, купи, купи, вот это, ну купи». Ребенок рыдает, потому что не получил того, что хотел, но его мама, почему-то, стоит спокойной. «Почему ты не плачешь? Мы же голодны? Мы хотим те шоколадки?!» В этот момент ребенок понимает, что он отделен от матери, родителей, от тех, кто его окружает не только физически, но еще и эмоционально.
С 3 до 6 лет вместе с развитием речи ребенок приобретает набор концептов для описания мира и, конечно, самого себя. Он понимает, что не просто отделен эмоционально от всего остального мира. У него еще есть своя идентичность, он отличается от других. Это то, что мы называем сознанием. Концепт — это некоторый набор звуков, который называет предметы во внешнем мире. Кошка, собака, потолок, стена, книга и так далее.
Следующая стадия начинается, когда ребенок учится понимать правила. В период с 6 до 9 лет ребенок хорошо овладевает правилами, будь то язык, поведение в детском саду, школе и в обществе вообще. Скажите ребенку 6 лет, что собаки говорят «мяу-мяу», и он скажет: «нет, это не так». И вот на этом этапе развития, говорит Алан, останавливается большинство людей, говоря «нет, это неправильно» всему, что выходит за рамки «общепринятых» норм и правил.
В подростковом возрасте ребенок пытается выйти за пределы и начать играть против правил. «Я хочу прийти домой в 11», — говорит подросток. «Нет, ты должен быть дома в 10», — настаивают родители. Дети проверяют работоспособность правил, пытаясь нарушать их. Родители часто считают это чем-то нездоровым, неправильным и давят на детей, возвращая их обратно в рамки.
Позже, лет в 20, на нас так же начинает давить уже общество. В итоге мы начинаем верить, что все будет замечательно, «если у меня будет хорошая машина, отношения, работа, тогда я буду отличным гражданином и вот оно счастье». Кто-то хотел быть художником, но родители сказали, что художники — бедные алкоголики и наркоманы, а еще у них нет стабильной работы. Если ты хочешь жить хорошо, у тебя должна быть хорошо оплачиваемая 8-часовая. И нет проблемы в 8-часовой работе: если она приносит удовольствие и удовлетворение, все отлично, вы попали в точку. Многие так и остаются в неведении, проживая внешне «счастливую» жизнь, и только бессонница в 2 часа ночи и странное чувство недовольства утром «опять этот День сурка».
С теми, кому повезло, случает кризис, раньше или позже — не важно. Случается что-то страшное, что потрясает до самой глубины. Разрыв отношений, потеря близких, работы — что-то, что переворачивает всё с ног на голову. Появляется вопрос, который тяжело игнорировать: «Я же делал все, как надо, следовал правилам. Почему это не работает?». Человек неудовлетворен, испытывает боль, ищет средства, чтобы заглушить ее. Есть два выхода из этой боли:
1. Принять «анестетик». Алкоголь, наркотики помогают расслабиться и не задавать себе постоянно вопрос «В чем смысл всего этого?», и не мучиться из-за отсутствия ответа. Но это временная мера. Кто-то застревает и уходит все глубже и глубже в новую зависимость, а кто-то ищет другие средства. Например...
2. Отвлечься. Шопоголия, нимфомания, истощающий тренинг в спортзале, трудоголизм — все, что наполняет жизнь мнимым смыслом, наполняет ее и в то же время помогает вытащить из головы этот экзистенциальный вопрос. Но снова лишь на время.
В сексе, покупках, тренажерном зале и увлеченностью работой нет ничего плохого, пока что-то не выходит из равновесия, существенно перевешивая остальные аспекты жизни и превращаясь в манию.
А все потому, что нельзя решить внутреннюю проблему, когда ищешь решение во внешнем мире. Пока мы не будем регулярно смотреть внутрь и искать причину наших эмоций, чувств, поступков, и понимать их природу.
Никто не виноват в наших чувствах и эмоциях
Эмоции — это биологические реакции, которые чаще всего относят к сфере подсознательного, спонтанная реакция на внешние и внутренние ситуации в нашей жизни. Это конкретная реакция здесь и сейчас в данный момент времени. Чувства — это то, как мы видим реальность, наше отношение к ней. Они длительны, устойчивы и связаны с удовлетворением наших высших социальных, в том числе духовных, потребностей. Чувства могут выражаться в эмоциях.
Когда мы неудовлетворены и говорим кому-то: «Ты раздражаешь меня», «Я несчастен из-за тебя», мы отдаляем от себя момент понимания причины фрустрации. Чувства и эмоции — это наши собственные реакции. Да, что-то не так может быть с реальностью, в которой мы живем, но эмоции и чувства — наши реакции, наша собственная оценка. Потому и причины наших негативных эмоций и чувств, особенно неудовлетворенность жизнью, нужно искать внутри. Если что-то не устраивает, не нравится в человеке/деле/работе/семье/жизни, не стоит переносить причину вовне. Так мы отдаляем себя от правильного ответа и понимания причин. Стоит задуматься: «Что не так?», «Чего не хватает?», «Что можно изменить?».
Каждому из нас нужен собственный рецепт счастливой жизни, и чтобы найти его, не стоит игнорировать свою чувственную сторону. Проживайте ее, понимайте, спрашивайте, почему я реагирую так, и находите ответы.
Фото: Benoit Paille