Из прошлого до нас дошло много удивительных историй, одна из которых повествует о человеке, который родился много столетий назад, но живет до сих пор! Есть разные мнения о том, кто он такой и когда родился, но точно известно, что из всех людей у него самая долгая жизнь.
Его зовут Аль-Хадыр. Одни ученые считают, что он — сын Пророка Адама, а другие полагают, что он был потомком Пророка Нуха (Ноя) — его зовут Балья, и он является сыном Малькан сына Фаляс сына ‘Абар сына Шалях сына Кайнан сына Арфахшаз сына Сама сына Пророка Нуха (Ноя), и что он родился до Пророка Ибраhима.
Имя «Аль-Хадыр» он получил после одного удивительного случая. Однажды он сел на сухую землю, на которой ничего не росло, и вдруг она покрылась свежей зеленью! А слово «быть зеленым» на арабском — «хадыра».
Причина долголетия Аль-Хадыра
Когда Пророк Адам был при смерти, он позвал своих детей и сказал им: «Дети мои! Аллаh Всевышний пошлет жителем земли наказание!», и рассказал им, что будет потоп и завещал — когда наступит час потопа, занести его тело в ковчег, а затем похоронить в пещере и назвал пещеру, которая находится вблизи территории Шам.
После смерти Пророка Адама его тело не захоронили в земле, а сохранили, так как тела Пророков не разлагаются. А завещание Пророка Адама передавалось из поколения в поколение, пока не дошло до Пророка Ноя др. Когда Ной достроил ковчег, он сам занес в него тело Пророка Адама. Затем начался Всемирный Потоп — сначала забили источники, и вода поднялась из земли, а потом с неба полил сильный дождь. Если бы сначала пошел дождь, то капли величиной с горы разрушили бы все на земле. Так ковчег Пророка Ноя уцелел и плавал, пока вода не сошла. Когда ковчег остановился на горе Джуди (на территории Вавилона), верующие вышли из него и стали вновь обустраивать свою жизнь на земле. Тогда Пророк Ной повелел своим сыновьям Саму, Хаму и Яфису отнести тело Пророка Адама в ту пещеру, о которой говорил Пророк Адам. Но в то время людей было мало, ведь выжили только те, кто спасся в ковчеге, и земля возле той пещеры, куда предстоял путь сыновьям Пророка Ноя, была дикая, и путь туда был неизвестен. И они приняли решение подождать, когда людей станет больше. И тогда Пророк Ной сказал, что Пророк Адам прочитал дуа тому, кто его похоронит, чтобы он жил до Конца Света.
С тех прошло много времени, но тело, Пророка Адама так и не похоронили ни дети Пророка Ноя, ни его внуки, пока не пришел Аль-Хадыр. Он похоронил Пророка Адама там, где было завещано, и ду’а Адама исполнилось. Поэтому у Аль-Хадыра самая долгая жизнь.
Есть и другое мнение ученых о причине долгой жизни Аль-Хадыра. В давние времена жил великий святой по имени Зуль-Карнейн. Аллах Всевышний даровал ему особую степень благочестия и огромную власть: за всю историю человечества он был одним из двух правителей -мусульман, власть которых простиралась на весь мир — от востока до запада.
У Зуль-Карнейна был друг — ангел по имени Рафа’иль, который время от времени его посещал. Однажды они беседовали, и Зуль-Карнейн расспрашивал ангела о том, как они поклоняются Создателю.
А потом он заплакал и сказал ангелу: «Рафа’иль! Как бы я хотел, чтобы Аллах даровал мне долгую жизнь, чтобы я смог по-настоящему быть покорным Ему и лучше поклоняться своему Создателю на этом свете!» Ангел спросил его: «Ты действительно хочешь долго жить?» Он сказал: «Да!» Тогда Рафа’иль сказал: «Аллах Всевышний создал «Источник жизни», и тот, кто выпьет из него хотя бы один глоток, будет жить долго и не умрет, пока не будет на то Воля Аллаха!» Зуль-Карнейн спросил ангела: «А ты знаешь, где находится этот источник?» Он ответил: «Нет, но среди ангелов ходят разговоры, что есть одно темное место, куда не ступала нога ни человека, ни джинна, и мы думаем, что именно в той тьме находится этот источник».
После этого Зуль-Карнейн собрал ученых и спросил их, знают ли они что-нибудь об «источнике жизни». Но никто из них об этом не слышал. Тогда Зуль-Карнейн спросил их: «Когда вы получали знания, возможно, кто-то из вас слышал о том, что Аллах создал на земле одно темное место?» Один из ученых сказал: «Почему ты спрашиваешь об этом?» Зуль-Карнейн рассказал ему то, что поведал ангел Рафа’иль, и этот ученый ответил, что он слышал об одном темном месте, упомянутом в завещании Пророка Адама, и что оно находится на востоке — там, где восходит солнце.
Зуль-Карнейн подготовил армию и назначил главнокомандующим Аль-Хадыра. Двенадцать лет они искали это место, пока не достигли территории, на которой царил полный мрак. Это место было очень необычным, ведь темно там было не из-за ночи, а из-за густого тумана, который окутывал все вокруг.
Зуль-Карнейн выбрал из своей армии две тысячи всадников и во главе их поставил Аль-Хадыра. Ему сказали, что лучше всех в темноте видят молодые кобылы, и он выбрал именно таких лошадей, а также подготовил все необходимое снаряжение. Всадники отправились на поиски «Источника жизни». Они достигли одной долины и там разделились: Аль-Хадыр отправился вниз по долине, а остальные пошли другой дорогой. И именно Аль-Хадыр нашел тот источник. Вода в нем была белее молока и слаще меда. Он попил этой воды, совершил ею омовение и искупался в этом источнике. Затем он оделся и вернулся обратно. А Зуль-Карнейн так и не нашел источник, который искал, потому что заблудился во мраке.
О жизни Аль-Хадыра
Аль-Хадыр — это великий человек, которому Аллах даровал особенность. По мнению одних ученых он является Пророком, а по мнению других — святым. Но все же большинство ученых говорили о том, что он — Пророк. Известный толкователь Кур’ана Ас-Са’лябий сказал, что Аль-Хадыр — Пророк-долгожитель по мнению большинства ученых. Он скрыт от взора большинства людей. А также сказано, что Аль-Хадыр не умрет до Конца Света — пока не будет поднят Кур’ ан.
О Пророке Аль-Хадыре сказано в Священном Кур’ане (сура «Аль-Кяhф», аят 65), означающее, что Аллах даровал ему [Аль-Хадыру] особые знания.
В начале своей жизни Пророк Аль-Хадыр жил среди людей, а потом Аллах скрыл его от нас. По Воле Всевышнего он живет на поверхности моря подобно тому, как мы живем на поверхности земли. Он живет в полном одиночестве, но иногда приходит к некоторым людям. Он может ходить по земле среди нас, но его не видит никто, кроме тех, кому Аллах даровал встретиться с ним. Тот, к кому пришел Пророк Аль-Хадыр — святой. А если рядом с этим человеком были и другие люди, то это не значит, что они тоже святые.
Имам Ан-Науауий, да будет ему милость Aллахa, в разъяснении сборника «Саких Муслим» сказал, что большинство ученых единогласно подтвердили, что Аль-Хадыр жив и находится среди нас. Это также подтверждено суфиями и благочестивыми теологами, глубоко познавшими Ислам. Они рассказывали о том, что видели его и встречались с ним, получили от него знания, ответы на свои вопросы. Известно много рассказов о том, как он посещал благословенные места.
- Имам Аль-Яфи’ый написал в книге «Ар-Рауд Ар-Раяхин» о том, что ученый ‘Иззуд-Дин ибн ‘Абдус-Салам; признанный всеми теолог, передал, что 70 благочестивых ученых видели Аль-Хадыра.
- Имам Аль-Хаким в своей книге «Аль-Мустадрак» передал рассказ Джабира: «Когда ушел из жизни Пророк Мухаммад, и собрались сподвижники, вошел мужчина крепкого телосложения с рыжеватой бородой и красивым лицом. Он прошел между ними, [подошел к Пророку], заплакал, затем повернулся к сподвижникам и сказал: «В нашей скорби мы полагаемся на Аллаhа, Дарующего успокоение, и просим у Него вознаграждения. Воистину, все исчезает, а Аллаh Вечен без начала и конца. Уповайте на Создателя — Он Всезнающий и Всевидящий. Аллаh видит вас в вашей скорби. Это невосполнимая утрата для нас. Но, воистину, в проигрыше тот, кто не получил пользу от скорби». После этого он удалился. Когда он вышел, Абу Бакр и ‘Али сказали, что это был Пророк Аль-Хадыр.
- Однажды ‘Али ибн Абу Талиб во время Тауафа увидел человека, который прикоснулся к покрывалу Ка’бы и произнес означающее: «О, Аллаh, Ты — Всеслышащий! Ты — Всезнающий! О, Аллаh! Ты не устаёшь от просьб просящих! Даруй нам прощение и милость!» Имам ‘Али попросил: «О, раб Аллаhа! Повтори эти слова». Тогда он спросил: «Разве ты их слышал?» Имам ‘Али ответил: «Да!» Потом Аль-Хадыр сказал: «Клянусь Аллаhом, Создателем Аль-Хадыра, что раб Аллаhа, повторяющий эти слова после каждого Намаза, получит прощение грехов, даже если их было столько, сколько песчинок в пустыне, капель дождя и листьев на деревьях».
- В книге «Шу’аб Аль-Иман» имам Аль-Байhакый передал от Аль-Хадджаджа ибн Фарафиcаh историю о том, что однажды ‘Абдуллаh ибн ‘Умар видел, как один человек покупал что-то у второго, и один из них много клялся. В это время мимо проходил мужчина. Он остановился и обратился к тому, кто много клялся: «Послушай, о, раб Аллаhа! Будь богобоязненным! И не давай слишком много клятв! Не увеличится твое пропитание от того, что ты клянешься, и не уменьшится твой ризк, если ты вообще не будешь клясться». На что тот ответил: «Иди своей дорогой и не лезь в то, что тебя не касается». «Это именно то, что меня касается!» — сказал прохожий. Тот человек трижды повторял свои слова и трижды получал такой же ответ. А перед тем, как уйти, прохожий сказал: «Знай, что одно из качеств глубоко верующего человека — предпочитать правду, даже если трудно ее говорить, и не обманывать, получая от этого выгоду. И следи за тем, чтобы твоих хороших дел было больше, чем слов». ‘Абдуллаh ибн ‘Умар послал следом за ним одного человека, чтобы тот записал эти прекрасные слова. Он догнал его и попросил: «О, раб Аллаhа! Прошу, продиктуй мне эти слова!» Прохожий сказал: «Что Аллаh предопределил, то и будет!» и повторял эти слова до тех пор, пока тот не выучил. А затем он направился в мечеть и, как только переступил её порог, исчез из виду, будто земля его поглотила. Услышав это, ‘Абдуллаh ибн ‘Умар сказал: «Скорее всего, это был Аль-Хадыр или Ильяс».
- Одним из великих святых, который видел Пророка Аль-Хадыра, был справедливый правитель ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз. Однажды слуга ‘Умара по имени Рабата ибн ‘Убейд увидел, как ‘Умар вышел из дома с одним старцем, который опирался на его руку. Когда ‘Умар вернулся, Рабата спросил его: «Кто тот старик, который опирался на твою руку?» ‘Умар сказал: «Разве ты его видел?» Рабата ответил: «Да», тогда ‘Умар сказал: «Это был мой брат Аль-Хадыр, он сообщил мне, что я стану правителем этой уммы и буду справедливым».
- Ибраhим ибн Адхам, известный своим аскетизмом и благочестием, рассказал о причине своего покаяния: «Когда я был молод, я любил охотиться. Однажды, во время охоты, я услышал голос: «О, Ибраhим! Разве для этого ты был создан?! Разве это было повелено тебе?!» Я испугался, остановился и сказал: «А’узу билляh!”. Тут моя лошадь пустилась вскачь. А этот голос раз за разом повторял: «Клянусь Аллаhом! Не для этого ты был создан! И не это было повелено тебе!» В конец концов я слез с лошади и неожиданно наткнулся на пастуха, который работал у моего отца. Я попросил его шерстяную накидку, отдав ему взамен свою лошадь и все, что у меня было, и отправился в Мекку. Когда я был в пустынной местности, то вдруг увидел мужчину, идущего без какой-либо провизии. Он выполнил намаз Магриб, а затем произнес слова, которые я не услышал, и появилась вкусная еда и свежий напиток. [Он поделился со мной, и] мы поели вдвоем. Несколько дней мы провели вместе, и он поведал мне то самое Имя Аллаhа, произнося которое, человек получит то, что он просит. Затем мы расстались, и я остался один. И однажды, когда я был в одиночестве и делал ду’а, появился один человек, аккуратно взял меня за одежду и сказал: «Проси и получишь!» Его слова меня напугали, а он сказал: «Не бойся! Пусть Аллаh оградит твое сердце от страха! Я — твой брат Аль-Хадыр!» Тогда я успокоился, и мне стало легко на сердце».
- В книгах «Кут Аль-Кулюб» («Пища для сердец») и «Аль-гунья» шейха ‘Абдуль-Кадир Аль-Джийляний написано, что Аль-Хадыр виделся с Ибраhимом Ат-Таймий и научил его десяти мусабби’ат. Эта же история упомянута в книгах «Аль-‘Уруа аль-ууска» и «Рауд ар-раяхин».
- Ибраhим Аль-Халябий в своей работе под названием «Аль-кяуакиб аль-мунира» писал: «Ибн Хаджар упомянул в книге «Аз-заhр Ан-надир фи наба’ Хадыр ‘аляйhис-салям», что Аль-Хадыр научил его семи мунджият («спасающим словам»)». Сулейман ибн ‘Абдуль-Малик подтвердил, что это был действительно Аль-Хадыр. А также имам Аль-Кушайрий в своей статье о суфизме упомянул, что Ибраhим Аль-Хаууас видел Аль-Хадыра в долине, где заблудились Бану Исраиль.
- Ибн ‘Асакир передал по цепочке от Мухаммада ибн Аль-Мункадир историю о том, как однажды Пророк Аль-Хадыр присутствовал на Намазе-джиназа и читал умершему ду’а, а потом разровнял землю на его могиле и сказал, что этот мусульманин в благополучии. Имамом на этом Намазе был ‘Умар ибн Аль-Хаттаб, и он понял, что это был Пророк Аль-Хадыр.
Кроме Пророка Аль-Хадыра, есть еще один Пророк-долгожитель — Ильяс. Каждый год они встречаются во время Хаджа возле Ка’бы.
Аль-Харис ибн Абу Усман передал в своем сборнике хадисов под названием «Муснад» по цепочке от Анаса: «Посланник Аллаhа сказал, что Аль-Хадыр — в море, а Ильяс — на суше. Они встречаются каждый год у стены, которую построил Зуль-Карнейн между людьми и двумя народами: гог и магог. А также они каждый год совершают Хадж и Умру, пьют воду Зам-зам, и им этого хватает до следующего раза (в следующем году)».
Ибн ‘Асакир передал от Абу Даууда: «Ильяс и Аль-Хадыр соблюдают Пост месяца Рамадан в Байт Аль-Макдис и каждый год совершают Хадж, там они пьют воду Зам-зам, и этого им хватает до следующего раза (в следующем году)».
Аль-‘Укайлий и Ад-Даракутний передали в книге «Аль-Ифрад», а также Ибн ‘Асакир передал от Ибн ‘Аббаса, да будет им милость Аллаhа, что Пророк Мухаммад сказал: «Аль-Хадыр и Ильяс встречаются каждый год во время Хаджа, и они бреют друг другу головы, а при расставании говорят слова означающее:
«Начинаю с именем Аллаhа. Все происходит по Воле Аллаhа, никто не дает блага, кроме Аллаhа. Начинаю с именем Аллаhа. Все происходит по Воле Аллаhа. Никто не ограждает от зла, кроме Аллаhа. Начинаю с именем Аллаhа. Все происходит по Воле Аллаhа. Любое благо даровано Аллаhом. Начинаю с именем Аллаhа. Все происходит по Воле Аллаhа. Нет сохранности от греха без защиты от Аллаhа, и нет силы для соблюдения без помощи от Аллаhа».
Ибн ‘Аббас сказал, что того, кто повторяет эти слова утром и вечером по 3 раза, Аллаh сохранит от пожара, у него ничего не украдут, он не утонет, а также будет защищен от вреда шайтана, от укуса змеи и скорпиона.
Имам ‘Али рассказал, что в день ‘Арафат в местности ‘Арафат встречаются ангелы Джибриль, Микаиль, Исрафиль и Пророк Аль-Хадыр, да будет им еще больше милости Аллаhа. Они вместе повторяют вышеупомянутый зикр, а затем расстаются и встречаются только в следующем году в то же время.
Мудрость того, что Пророк Аль-Хадыр так долго остается живым в том, что он приходит к некоторым богобоязненным верующим для благословения, а когда их постигают беды, его приход — это большая поддержка.
О том, женится Пророк Аль-Хадыр или нет, не передано. Сейчас он выглядит как пожилой мужчина.
Рукопожатие Пророка Аль-Хадыра
Пророк Аль-Хадыр встречался с Пророком Мухаммадом, и они пожали друг другу руки. После этого Пророк Мухаммад сказал Аль-Хадыру, что все, кому будет передано это рукопожатие до седьмого уровня, будут в Раю. То есть Пророк Аль-Хадыр первый в этой цепочке, а все, кому он пожал руку — вторые, а те, кому пожмут руку вторые -третьи. И так до тех, кто будет седьмым в цепочке, а седьмые это рукопожатие дальше уже не смогут передать. Это рукопожатие известно как мушабака. Когда его передают, пальцы сплетаются особым образом и при этом произносят конкретные слова.
Один известный святой Ар-Раууас (1220-1287 гг.Н.) написал в своей книге «Бауарик аль-хахаик», что Аль-Хадыр пожал ему руку. И известны цепочки, по которым мушабака от Ар-Раууаса передавалось дальше до наших дней.
О смерти Пророка Аль-Хадыра
В 4 веке по хиджре появились первые заблуждения о том, что Пророк Аль-Хадыр умер. Во времена сподвижников Пророка и таби’ун никто ничего подобного не говорил. Одними из тех, кто утверждал, что Пророк Аль-Хадыр мертв, были заблудшие Ибн Таймийя и его ученик Ибн Аль-Каййим Аль-Джаузийя.
На самом деле Пророк Аль-Хадыр жив и умрет ближе к Концу Света, когда Священный Кур’ ан будет поднят на Небеса, и на земле не останется ни одного аята: ни в книгах, ни в сердцах людей. И когда это случится, умрут и Пророк Аль-Хадыр, и Пророк Ильяс. Другими словами, они живы до тех пор, пока на земле есть Кур’ан.