В современном значении Подвергнуть остракизму - обрушить на кого-либо гонения или начать его травлю (буллинг).
Происхождение: Афины , 500 год до нашей эры.
Легендарная демократия афинского полиса. [Сегодняшняя "демократия" — хилая пародия на афинскую, точнее - бледная копия демократий феодальной Европы ].
Все свободные афинские граждане мужского пола, только они имели избирательное право, были грамотные и образованные. Умели читать и писать. В частности заполнять бюллетени для голосования. Точнее глиняные таблички.
Раз в год предварительным голосованием решали - проводить процедуру остракизма или нет. Если "Да", то через пару месяцев, в назначенный день свободные граждане приходили с глиняным черепком за пазухой. На котором было написано имя человека, кандидата быть подвергнутым остракизму. Изгнанию из Афин на десять лет.
В греческом языке "ostrakismos" происходит от слова "ostrakon" – "черепок".
Не следует думать, что этими черепками закидывали под свист и ругательства подвергнутого остракизму [изгнанию].
Более того, в процедуре остракизма НЕ могло быть беспредела и мелкого сведения счётов. Поскольку написать на черепке можно было лишь имя свободного гражданина, равного себе. Но не своего соседа с перфоратором, а кого-нибудь из аристократии и элиты. Человека серьёзного и влиятельного.
Кроме того, всего этих черепков должно быть подано не менее ШЕСТИ ТЫСЯЧ. Только при этом условии счётная комиссия признавала процедуру состоявшейся.
И начинали сортировать по кучкам: за кого же подано больше всех черепков.
Тому, кто выходил победителем в этом "анти-рейтинге", давали десять дней на сбор вещей и улаживание дел. За своё имущество, типа вилл с виноградниками, изгнанник мог НЕ беспокоится - у него их НЕ отнимали, а даже охраняли всё время его отсутствия.
Через десять дней подвергнутый остракизму торжественно и демонстративно удалялся из Афин. Со всем семейством, скарбом, капиталом и рабами. Как правило изгнанник находил прибежище в соседнем полисе.
В основном жертвами остракизма становились граждане из политиков и военных, метивших в очередные тираны. Выгоняли их в профилактических целях. На всякий случай. С формулировкой - "в связи с утратой доверия".
Однако через десять лет можно было вернуться на родину. При необходимости раньше. Что требовало голосования за такое решение с победой в шесть тысяч голосов. Такие прецеденты случались. Из ссылок возвращали ценных военных специалистов.
В мирной жизни эти товарищи могли разных бед наворотить с кучей казнённых, а во время вооруженных конфликтов они становились полководцами.
Процедура подобная остракизму применялась в Сиракузах. С некоторыми особенностями. Называлась она "петализм" , от греческого "πέταλον" - "лист". Имена претендентов писали на листе оливкового дерева, а изгнание продолжалось только пять лет.
Через некоторое время процедуру остракизма в Афинах отменили. Поскольку неплохая в общем-то затея выродилась в обман, сговор и манипуляцию.
В частности, после событий 417 года. Дело было так: две конкурирующих политических партии решили с помощью остракизма устранить из Афин лидеров своих противников. Иначе говоря, каждый из них должен был прийти с черепком, где написано имя своего врага. Однако кроме всей этой политоты голосовали и другие граждане, которым этот конфликт был совершенно по-барабану.
Таким образом исход был совершенно непредсказуем. Тогда ушлые партийцы на совместной тусовке договорились и решили своих лидеров сохранить на местах. "Слив" вместо них третьего, совершенно "левого". По имени Гипербол.
Заговор удался.
Афиняне вначале посмеялись над хитрыми политиканами, а затем справедливо возмутились.
Мол, что за ерунда, господа??? !!! За что боролись, товарищи???!!!
И решили они эту практику, ставшую лживой и порочной, отменить. Причём, надо заметить, самого Гипребола в ссылку они уже проводили. А вот обратно звать даже не думали. "Закон обратной силы не имеет". Всё по-честному.
Вот такая история из афинской демократии. Благодарю за внимание)
P.S. Желаете ознакомиться с литературным творчеством автора публикации? Скачайте мою книгу! https://www.litres.ru/book/aleksey-burcev-16500376/vitold-alko-roman-36858672/