Так вот, мотивация бывает разной: материальной и не материальной, через поощрение и через страх. Но за всё время работы с наемным персоналом я понял, что мотивация через страх – это самый лучший способ, дополняющий любую мотивацию через поощрение. Нет, я не тиран и не диктатор, всего должно быть в меру, но одна мотивация должна подкрепляться другой никак иначе. Помните, как в кинофильме «Гленгарри Глен Росс» («Американцы»): «Лучший «продажник» получает кадиллак. За второе место – упаковка ножей, за третье – уволен...»? Кто не смотрел этот фильм, обязательно к просмотру!
Ваш сотрудник начнет выкладываться на все 100% не тогда, когда Вы будете ему платить миллион, а тогда, когда на его место захотят еще 5–10 желающих. И необязательно создавать такую ситуацию, достаточно дать ему это понять.
И пока в меня не полетели тяжелые и заостренные предметы скептицизма от сотрудников наемного типа, попробую разрядить обстановку. Если эта статья к вам попала не по ошибке и вы дочитали до этого момента, то, скорее всего, Вы уже душой предприниматель или руководитель и грезите о своем бизнесе, об отделе продаж и больших деньгах. Такие наемные сотрудники тоже встречаются. Их сразу видно в толпе. Это те, про которых говорят: «У них зуд в одном месте». Это те, которым больше всех надо. Именно таких надо беречь и растить в ТОП компании, иначе они уйдут от вас туда, где их начнут ценить. Либо со временем они создадут вам конкуренцию.
Есть еще и вторая категория: «Мне очень надо!» Это наемные сотрудники по уши в ипотеках, в кредитах и долгах. Возможно, один/одна тянет всю семью либо есть больные родственники. Этих также мотивируют деньги. Но мотивация у них работает, пока горит. Если потухнет и уже такой жесткой надобности не будет, надо снова поджигать. Им надо постепенно повышать уровень доходов на небольшой процент каждый месяц, тем самым повышать уровень расходов.
Но если вам попалась третья категория, это люди, которые могут питаться святым духом, в свои 25 лет жить с мамой и папой в однокомнатной квартире. Гоните их в шею! Это лентяи, и они приходят к вам за окладом, а не за лучшей жизнью и не за продажами для вас.
Я консультировал много руководителей собственников бизнеса. И те из них, кто держались за персонал и боялись потерять сотрудников, яростней всего доказывали мне, что у них в отделе продаж работает только мотивация через поощрение. А мотивация через страх, мол, их не мотивирует и продажи падают. Так вот, уважаемые руководители, это говорите не вы, а ваши страхи. И страхи эти прекрасно считываются вашими подопечными, которые начинают руководить и манипулировать вами. Покажите, кто в доме хозяин. И тот, кто больше всех будет недоволен (скорее всего, это неформальный лидер), пусть отправляется домой в тот самый момент, когда решил отказаться от выполнения вашего взвешенного решения. В противном случае Вы не станете успешным руководителем.