Найти в Дзене
pacific war

Хроника не очень пи­ки­ру­ю­ще­го бом­бар­ди­ров­щи­ка, Часть I

Содержание: Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV | Часть V

В 00.15, 5 июня 1942 г. находившиеся в районе Мидуэя японские соединения по­лу­чи­ли секретную директиву Глав­но­ко­ман­дующего Объединённым флотом Японии адмирала Исороку Ямамото за номером 303. Практически всем боеспособным ко­ра­б­лям пред­пи­сы­ва­лось изменить курс и двигаться в точку рандеву с основными силами. В 02.55 директива была подкреплена опе­ра­тив­ным приказом Главкома №161, на­чи­нав­шим­ся со слов «Операция по захвату AF [Мидуэя] отменяется». По большому счёту, пере­лом­ное сражение Тихоокеанской войны, в ходе которого япо­н­цы уже потеряли четыре эскадренных авианосца, на этом можно было считать за­кон­чив­шим­ся. Но обе стороны об этом пока не знали.

Горящий японский авианосец «Хирю», 5 июня 1942 г.
Горящий японский авианосец «Хирю», 5 июня 1942 г.

Ближе всего к Мидуэю в тот момент находилось «Соединение непосредственной поддержки», 7-я дивизия крейсеров, сос­то­яв­шая из четырех тяжёлых крейсеров типа «Могами»: флагман «Кумано», а также «Судзуя», «Микума» и «Могами». Они на­прав­ля­лись к атоллу с задачей огнём своих 203-мм орудий до рассвета (пока вражеская авиация не способна им помешать) сде­лать то, что не удалось японской палубной авиации утром предыдущего дня – уничтожить базировавшиеся на Мидуэй са­мо­лё­ты и подавить береговую оборону атолла. Приказ об отмене операции, ошибочно отправленный командиру 8-й дивизии крейсеров, до них своевременно не дошёл.

-2

В 02.15 командир американской подлодки SS-198 «Тэмбор» капитан 3-го ранга Джон У. Мёрфи обнаружил это соединение в 89 милях от Мидуэя, всё ещё следующее курсом ост – то есть по направлению к атоллу. В темноте подводники потеряли кон­такт, но в 02.38 подлодка опять обнаружила соединение, но на этот раз идущее уже курсом норд, прямо на неё – к этому мо­мен­ту японские крейсеры видимо получили, наконец, предназначавшийся им приказ. «Тэмбор» опять не смогла занять по­зи­цию для атаки, однако и без этого ухитрилась много чего натворить.

На шедшем первым в кильватерной колонне флагмане «Кумано» заметили вражескую подлодку и немедленно отдали ко­ман­ду на манёвр уклонения, поворот «все вдруг» влево. Однако из-за ошибки в передаче сигнала, производившийся в темноте манёвр закончился весьма плачевно: если два головных крейсера – «Кумано» и «Судзуя» – были близки к столкновению, но всё же смогли его избежать, то остальным повезло меньше. Замыкающий «Могами» внезапно обнаружил себя идущим прямо в мидель «Микума». В последний момент удар удалось превратить в скользящий, но и этого хватило, чтобы смять и почти ото­р­вать нос «Могами» чуть не по первую башню главного калибра. «Микума» отделался помятыми плитами броневого пояса и 20-метровой «царапиной» ниже ватерлинии, вызвавшей течь одного из топливных танков левого борта.

1. Реконструкция манёвра, приведшего к столкновению «Микума» и «Могами», на базе схемы из работы «Сэнси Сосё. Миддовэ Кайсэн». 2. Лишившийся носовой оконечности крейсер «Могами» заправляется с танкера «Нитией-Мару». Вид с мостика крейсера, 7 июня 1942 г.
1. Реконструкция манёвра, приведшего к столкновению «Микума» и «Могами», на базе схемы из работы «Сэнси Сосё. Миддовэ Кайсэн». 2. Лишившийся носовой оконечности крейсер «Могами» заправляется с танкера «Нитией-Мару». Вид с мостика крейсера, 7 июня 1942 г.

Повреждённый «Могами» явно не способен был выдерживать даже экономическую скорость, поэтому командующий со­е­ди­не­ни­ем, вице-адмирал Такео Курита, принял решение оставить ему в качестве эскорта также повреждённый «Микума», а самому с двумя оставшимися крейсерами продолжить выполнение приказа – двигаться в назначенную точку рандеву. На «Мо­га­ми» между тем пытались насколько можно исправить положение. Смятая носовая оконечность, свороченная почти на 90° влево, была отделена, переборки носовых отсеков герметизированы. В результате крейсер оказался способен развивать ско­ро­сть 12 узлов при управляемости уровня перегруженной баржи.

Тем временем, ничего не знавший о вызванном им хаосе командир SS-198 «Тэмбор» не оставлял надежды найти за­ме­чен­ные им корабли. В 02.51 он обнаружил их вновь, но вскоре опять потерял. Лишь в 03.00 капитан 3-го ранга Мёрфи отправил на Мидуэй своё первое сообщение «много неопознанных кораблей», где указал район обнаружения, но не смог указать скорость и курс, так как цели их постоянно меняли. Кроме того командир подлодки всё ещё не был уверен, что это вражеские корабли. «Тэм­бор» то обнаруживал цели, то опять их терял, пока в 04.37 не смог уверенно опознать, что имеет дело с двумя крейсерами типа «Могами», ведущими активные переговоры с помощью сигнальных прожекторов.

-4

В 05.04 командир «Тэмбор» смог даже заметить, что у одного из крейсеров отсутствует «около 40 футов носовой части», а аку­с­тик доложил о подводном взрыве. В 06.02 он обнаружил их последний раз на большом удалении, а затем потерял контакт окончательно. После чего, наконец, отправил подробный доклад: два повреждённых крейсера типа «Могами», курс вест, скорость 17 узлов, обнаружены в 115 милях от Мидуэя по пеленгу 272°.

С аэродрома Мидуэя ещё в 05.30 взлетели PBY-5А «Каталина» из состава 44-й патрульной эскадрильи. В отличие от предыдущих дней вылет состоял не из 22, а всего из 10 летающих лодок. Соответственно, их задача также была значительно сокращена – прочесать сектор в 130° на дальность 250 миль. Вскоре после получения подробного сообщения с подлодки «Тэмбор», патрульные летающие лодки подтвердили эту информацию. В журнале боевых действий авиабазы ВМС на Мидуэе это выглядело следующим образом:

06.30 - 2V55 докладывает: 2 линкора, пеленг 264, дистанция 125, курс 268, скорость 15.
06.32 - 2V55 докладывает: корабли повреждены, течь из топливных танков.
07.00 - 4V58 докладывает: 2 вражеских крейсера, пеленг 286, дистанция 174, курс 210, скорость 20.

Последнее сообщение явно относилось к ушедшим вперёд «Кумано» и «Судзуя», в то время как первые два в целом сов­па­да­ли с данными по «Могами» и «Микума», переданными подлодкой. Авианосное соединение контр-адмирала Рэймонда Э. Спрю­эн­са в тот момент было занято поиском повреждённых в предыдущий день авианосцев противника, поэтому командир авиабазы ВМС США на Мидуэе капитан 1-го ранга Сирил Симард принял решение атаковать обнаруженные «линкоры» силами соб­ст­вен­ной ударной авиации. Верней тем, что от этих сил осталось.

На начало сражения при Мидуэе базировавшаяся на атолле 241-я разведовательно-бомбардировочная эскадрилья мор­с­кой пехоты (VMSB-241) имела достаточно внушительную на первый взгляд численность. В её составе было 19 (18 боеспособных) пикирующих бомбардировщика «Дуглас» SBD-2 «Донтлес» и 21 (17 боеспособных) «Воут» SBU2-3 «Виндикейтер». Однако даже сра­в­ни­тельно сов­ре­мен­ные «Донтлесы» второй модели, переброшенные на Мидуэй незадолго до сражения, были сильно «бэ­уш­ны­ми», списанными с авианосцев после по­ступ­ле­ния новых машин типов SBD-3 и 3A.

-5

С пикировщиками SBU2-3 дело обстояло ещё хуже. Мало того, что эти машины принадлежали к предыдущему по­ко­ле­нию, уже ушедшему с палуб авианосцев «первой линии», они, вдобавок, были серьёзно изношены. За их поведение в воздухе пи­ло­ты давно «перекрестили» эти бомбардировщики из внушительного «Vindicator» (защитник) в более похожие на правду «Wind indicator» (флюгер) или вообще «Vibrator». А когда вскоре после прилёта этих самолётов на Мидуэй в конце 1941 года на них впервые попытались пикировать, выяснилось, что тканевая обшивка плоскостей уже не выдерживает на­гру­зок и начинает расползаться. Обшивку залатали, но полноценно пикировать на них больше не рисковали – только по­ло­гое пикирование на малой скорости. Не говоря уж о том, что на этих самолётах изначально осутствовали не­об­хо­ди­мые пикировщику воздушные тормоза – их роль, теоретически, должны были играть обычные закрылки и выпущенное шасси.

Пилоты основного состава VMSB-241 (до прибытия пополнения), май 1942 г., Мидуэй.  Семеро из них погибнут в ходе сражения при Мидуэе, включая капитана Ричарда Ю. Флеминга (стоит четвёртым справа).
Пилоты основного состава VMSB-241 (до прибытия пополнения), май 1942 г., Мидуэй. Семеро из них погибнут в ходе сражения при Мидуэе, включая капитана Ричарда Ю. Флеминга (стоит четвёртым справа).

Под стать самолётам были и пилоты – в эскадрилье имелось лишь три кадровых офицера. 26 мая вместе с «Донтлесами» прибыл 21 пилот пополнения, 17 из них были только что выпущены из лётной школы Корпуса морской пехоты в Пенсаколе. Из тех «наиболее опытных» пилотов, кого на­зна­чи­ли на «Донтлесы», только трое имели опыт пилотирования этого самолёта, а недостаток бензина на Мидуэе вынудил ог­ра­ни­чить ознакомление остальных с новой для них машиной одним-единственным тре­ни­ро­воч­ным полётом. Продолжительностью в целый час.

Содержание: Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV | Часть V