Найти тему

Boeing-747: история самого известного самолета в мире

Последний рейс на Boeing-747  авиакомпания Air France выполнила в январе 2016 года
Последний рейс на Boeing-747 авиакомпания Air France выполнила в январе 2016 года

30 лет назад - 29 апреля 1988 года – впервые в воздух поднялся лайнер Boeing-747-400. Это самая популярная и продаваемая модификация самолета серии 747. От предшественников «четырехсотки» отличались законцовками крыла. В этой же модели отказались от одного из членов экипажа – бортинженера.

Boeing-747-400 стал предпоследней модицикацией знаменитого «Джамбо Джета». В 2012 году ей на смену пришла модель Boeing-747-8 Intercontinental.

«747-й» - самый узнаваемый пассажирский самолет в мире. В основном, благодаря «горбу» на фюзеляже.

Первый полет лайнер совершил почти 50 лет назад - 9 февраля 1969 года. Кстати, тот самолет с серийным номером RA001 сейчас можно увидеть в Музее авиации в Сиэтле.

Презентация Boeing-747-100 в Эверетте, 1968 год, Фото  Getty
Презентация Boeing-747-100 в Эверетте, 1968 год, Фото Getty

В течение 36 лет «Джамбо Джет» был самым большим пассажирским лайнером в мире, пока в 2005 году в небо впервые не поднялся Airbus A380.

Первой авиакомпанией, совершившей коммерческий рейс на Boeing-747, стала Pan Am. Но, первый блин оказался комом. 22 января 1970 года 352 пассажира и 20 членов экипажа готовились к вылету из Нью-Йорка в Лондон, но за несколько минут до начала полета, капитан Роберт Уикс заметил неисправность в четвертом двигателе. Рейс пришлось отложить.

Это так не понравилось пассажирам, что они устроили скандал в здании терминала. А 20 из них и вовсе отказались от «исторического полета», и предпочли пересесть на другие рейсы до Лондона.

Boeing-747-100 авиакомпании Pan Am
Boeing-747-100 авиакомпании Pan Am

На устранение неисправности ушло много времени: лайнер вылетел в британскую столицу спустя 27 минут после того, как он должен был приземлиться в Лондоне по расписанию.

«747-й» - уникальный самолет по многим параметрам. Это первый пассажирский лайнер с двумя палубами. Причем, пассажиры на нижней палубе впервые в истории действительно сидели в носу самолета.

Это первый самолет с двумя проходами между рядами.

Кроме того, именно на «747-м» впервые появились закрытые верхние полки для багажа. До этого момента они были открытыми, как в автобусах. Лишь после выпуска «747-го», Boeing сделал закрытые полки на своих прошлых моделях – 707-м, 727-м и 737-м.

Boeing-747-100 авиакомпании Pan Am
Boeing-747-100 авиакомпании Pan Am

За почти полувековую историю Boeing выпустил около полутора тысяч «747-х». По данным на начало 2018 года, из них около 600 самолетов эксплуатируются до сих пор.

Крупнейший владелец «747-х» - британская British Airways: в ее парке 36 «Джамбо Джетов». Более 30 лайнеров этой модели и у немецкой Lufthansa. Также много их у Virgin Atlantic, Korean Air, China Airlines, KLM. Но практически все перевозчики объявили о планах в ближайшие несколько лет вывести из флота все «747-е» и заменить их на более экономические и экологичные «Дримлайнеры» или Airbus A350.

Флот Air France. На переднем плане - Concorde, на заднем - Boeing-747-200
Флот Air France. На переднем плане - Concorde, на заднем - Boeing-747-200

Самое интересное, что на родине, у американских авиакомпаний уже практически не осталось ни одного пассажирского «Джамбо Джета». Как ожидается, последней в этом году от «747-х» откажется Delta (сейчас в ее парке 7 Boeing-747). После этого, единственными пассажирскими лайнерами Boeing-747 на территории США останутся борты президента США.

-6

Самые старые «747-е» сейчас летают в Иране. В парке ВВС исламской страны есть 48-летние лайнеры, которые в 1975 году были поставлены американской авиакомпании Trans World Airlines (главный конкурент Pan Am, в 2001 году вошла в состав American Airlines), а позже – перепроданы иранцам. А в иранской Caspian Airlines до сих пор летают пассажирские «Джамбо Джеты», выпущенные 40 лет назад.

Один «747-й» есть и у американской авиакомпании Baltia (с прошлого года - USGlobal Airways). Этот перевозчик прославился на весь мир тем, что за 29 лет своего существования не выполнил ни одного рейса с пассажирами. Baltia Air Lines была основана в 1989 году в США уроженцем Риги Игорем Дмитровским для перелетов между США и Советским Союзом. Но пока шла бумажная волокита, пока инвесторы покупали самолет, пока ждали разрешение на запуск рейсов, Дмитровский умер в 2016 году. В прошлом году новые топ-менеджеры перевозчика опять заявили, что скоро начнут полеты из США в Европу, но самолет все так и стоит в аэропорту города Ипсиланти в штате Мичиган.

-7

В России единственной авиакомпанией, которая эксплуатировала пассажирские Boeing-747, была «Трансаэро». После банкротства перевозчика в 2015 году, часть «Джамбо Джетов» достались «Аэрофлоту» и теперь девять из них летают в ливрее авиакомпании «Россия».

-8

К настоящему момента от эксплуатации Boeing-747 полностью отказались французская Air France, тайваньская EVA Air, сингапурская Singapore Airlines, гонконгская Cathay Pacific, американская United Airlines.

Подписывайтесь на мой канал в Яндекс.Дзен и на канал в Телеграм @ideas4trips