Или еще хуже - настолько плохо, что этот полет стал для него действительно последним...
Периодически в СМИ появляются новости о том, что где-то там пилот умер во время полета и благодаря силам небесным самолет вернулся на землю целым и невредимым. Обыватель прочитает, цокнет языком и закроет новость. На авиафорумах снова обсудят проблему отечественных и зарубежных эскулапов. И снова все утихнет.
Насколько опасна такая ситуация? Почему она происходит? Возможно ли такое в России, ведь, как известно, наши пилоты проходят очень строгие медицинские комиссии?
К сожалению, это возможно везде.
* *
Увы, "здоровых людей нет, есть недообследованные" - это Вам скажет любой врач. Часто причиной смерти является личный мотор, сердце, которое даже у весьма молодых может взять и внезапно сломаться...
Когда-то, уже довольно давно, в интервью корреспонденту Русского репортера я выразился примерно так: "Российский пилот должен умереть за штурвалом в возрасте 65 лет будучи абсолютно здоровым, ведь он только что прошел суровый российский ВЛЭК!"
Тогда я вложил в эту фразу особый смысл. Это были годы интенсивного, буквально скажем, нездорового роста авиаперевозок и дефицита кадров. Многие компании старались эксплуатировать пилотов на износ, при этом наметился рост зарплат и заслуженные кадры не спешили уходить на скромную пенсию, правдами и неправдами проходя очередную медкомиссию ВЛЭК. Но прошли годы, и статистика такова, что уходят как раз не самые старые...
(ВЛЭК - врачебно-летная экспертная комиссия)
Оторвавшийся тромб является основной причиной смерти у вполне себе молодых пилотов. Трое моих знакомых ушли по этой причине... Одного я знал еще с летного училища, он был всего-то на три года меня старше, и ушел в свои 37, другой когда-то работал в нашей авиакомпании, он тоже покинул мир примерно в этом же возрасте. Третий случай случился уже в нашей авиакомпании, с пилотом, которому было лишь чуть за 40...
Во всех трех случаях, правда, это произошло не в небе, но в третьем - сразу после окончания полета, когда парни покидали воздушное судно. Они даже добрались до медпункта Домодедово, но увы...
Первые два не попали в новостные сводки, т.к. пилоты ушли в свой последний полет во сне, отдыхая перед рейсом в гостинице, а третий случай муссировался в прессе. Хотя причина везде была одна и та же - тромб, и вряд ли тебе самому столь важно, где он тебя настигнет...
Я не очень хорошо разбираюсь в медицине, но, говорят, если специально не искать, то определить угрозу очень сложно. Никаких специальных осмотров, направленных на выявление подобного риска, мы не проходим. ВЛЭК на это не нацелен.
В общем, случается это повсеместно. И на западе и на востоке.
* *
Насколько такие ситуации опасны для авиапассажиров?
История подобных случаев говорит о том, что все полеты закончились посадкой. Ведь кроме того, что в салоне есть как минимум одна стюардесса и с десяток кровожадных симмеров (людей, увлеченных авиасимуляторами), мечтающих о том, чтобы весь экипаж отравился рыбой (отсылка к к/ф "Аэроплан!"), в запасе остается еще как минимум один пилот.
Который и завершал полет во всех случившихся происшествиях.
Конечно же, есть определенный риск - ведь может статься так, что Богу душу отдаст Капитан, а в правом кресле окажется очень и очень молодой пилот, вчерашний выпускник летного училища, только что прошедший переподготовку и выполняющий свои первые самостоятельные рейсы. Сможет ли он справиться с внезапно свалившимся стрессом?
Англичане говорят 'it depends' (то есть, зависит от обстоятельств) и я могу лишь согласиться с этим . Не готов утверждать, что в 100% возможных ситуаций полет закончится благополучно, даже несмотря на стюардессу и симмеров. И дело не в летном мастерстве, заключающемся в умении выполнить посадку, а в многообразии летных ситуаций и условий полета, которые, в сумме с тем, что случилось с Капитаном, могут нагрузить молодого неопытного пилота так, что он просто не справится...
Но!
Как обычно, мы возвращаемся к вероятности. Вероятность того, чтобы одновременно совпали все негативные факторы: плохие условия полета (грозы, смерчи, туманы и бури и т.п.), неокрепший второй пилот и ушедший в последний полет Капитан примерно равна нулю.
Во всех известных случаях уцелевший пилот довел самолет до земли и успешно посадил его, при этом, в подавляющем большинстве - без особых сложностей. Все же, он хоть и второй, но ПИЛОТ. В одной из своих записей я уже прошелся по мнению обывателей, что их всегда везет Капитан, которое, конечно же, неправда.
Поэтому, повторюсь, сам процесс "довести самолет до землю" не будет вызывать трудности у подавляющего большинства вторых пилотов.
Кстати, есть специальная процедура, предусмотренная как раз для таких случаев (Pilot Incapacitation). В моей авиакомпании мы тренируем пилотов в одном из тренажерных сценариев - инструктор по приватному каналу связи просит Капитана "умереть" незаметно для второго пилота, ну а далее последний должен сделать все правильно.
При распознании этого самого Pilot Incapacitation, пилоту следует выполнить следующее:
- включить автопилот;
- объявить диспетчеру о ситуации;
- вызвать стюардессу секретной командой;
(совсем не для того, чтобы передать ей штурвал)
- стюардесса либо зафиксирует "ушедшего" пилота (отмечу, на этот момент никто не говорит о нем, как об умершем) в кресле таким образом, чтобы он не мог повлиять на пилотирование, либо, если есть такая возможность, буквально вытащит его из кресла и унесет в передний вестибюль или в салон - для оказания медицинской помощи;
- необходимо поинтересоваться (обычно это делает бортпроводник) о наличии квалифицированного медицинского персонала на борту;
- принять во внимание возможное наличие пилотов среди пассажиров
На этом моменте остановлюсь подробнее - обычно под этим подразумеваются пилоты этой же авиакомпании, которые довольно часто пользуются ее услугами - либо по своим личной цели, либо для целей авиакомпании. Например, на направлении Москва-Новосибирск нашей авиакомпании шанс того, что пассажиром является пилот - весьма высок, т.к. очень часто мы перебрасываем экипажи туда-сюда между базами.
Что касается бортпроводников, то они могут помочь оставшемуся пилоту в чтении чек-листов, хотя я лично совсем не уверен, что я сам, один, не сделаю это лучше, чем с ее помощью - все же, это не то, чем она занимается каждый день.
А дальнейшие действия зависят от ситуации. Пока смерть не подтверждена квалифицированным специалистом (члены экипажа такими не являются) пилот будет принимать решение исходя из необходимости посадки на ближайшем пригодном аэродроме - с целью оказания врачебной помощи. В ином случае возможен полет до аэродрома назначения.
Кстати, это же относится и к случаям, когда что-то случилось с пассажиром - а вот это случается довольно часто, но далеко не все случаи попадают в прессу.
* *
А может ли случиться такое, что оба пилота одновременно окажутся не у дел?
Такое, увы, тоже не исключено. Правда, для этого должно случиться что-то одинаковое с обоими пилотами. Как одна из вероятностей - некачественное питание, поэтому грамотные пилоты стараются не есть одинаковую еду в полете. И, следует признаться, случаев пищевого отравления история авиации знает немало, но никто о них в прессу не сообщает, конечно же.
Однако, если все же оба пилота умудрились "уйти", то это очень и очень невеселый сценарий. Но есть хорошая новость - маловероятно, что оба они двинут кони резко и одновременно!
Скорее всего, они оба почувствуют недомогание и если будут с умом оценивать риски, то объявят аварийную ситуацию и выполнят посадку на ближайшем аэродроме. Или как минимум оповестят стюардессу, перед тем как перейти в мир иной.
Но не для того, чтобы она управляла самолетом - стюардесса попробует, опять-таки, найти пилотов среди пассажиров. Кстати, не очень важно, каким типом самолетов управляет пилот, если он профессионально работает в авиации не первый год - он должен суметь справиться с лайнером, даже незнакомым, чтобы вернуть его на землю.
Вот это уже хорошая новость!
Возможно, кто-то робко спросит: "А если пилотов не нашлось, тогда как?" Тогда, что ж, придется обращаться к симмерам. В любом случае, как в том анекдоте про блондинку, шансы будут 50 на 50 - "либо посадит, либо не посадит".
Спасибо за внимание!
Не болейте и летайте безопасно!
PS
О слове "последний"
Мы избегаем применять слово "последний". Кто-то видит в этом проявление лётных суеверий, кто-то насмехается над этим, но факт - мы настолько привыкли не говорить слово "последний", что даже в обиходе машинально меняем его на "крайний", "заключительный" или "завершающий".
И не стоит думать, что пилот не говорит слово "последний" лишь в том значении, что очередной взлет не закончится посадкой. Нет, для пилота не менее важно другое - полет-то посадкой закончится, но он больше никогда не сядет в свое кресло, сменив небо на бренную землю. И одно дело, если тебя с цветами и почестями встретили после полета и проводили на пенсию, а другое когда ты полон сил, но так сложились обстоятельства - либо врачебные, либо экономические. Возможно, это будет похлеще смерти в полете.
Я не считаю себя суеверным. Я смело бреюсь перед рейсом, фотографируюсь до и после и не пинаю колеса при внешнем осмотре. Но я тоже не применяю слово "последний". Не люблю его.