Найти тему
Автобаза

Как развивалась автомобильная промышленность СССР (2 часть)

На базе грузовиков ГАЗ - АА (Полуторка) и ЗИС - 5 (Захар) перед Великой Отечественной войной выпускались автобусы ГАЗ - 03 - 30 и ЗИС - 8, а позднее ЗИС - 16. Полуторка и Захар были основными автомобилями, используемыми Советской Армией во время войны. Я сейчас не пишу о полученных по ленд - лизу автомобилях, которые внесли огромный вклад в дело Победы, ведь канал посвящен только технике Советского Союза. ГАЗ и ЗИС, вместе с солдатами и офицерами героически сражались на фронтах, служили тягачами для артиллерийских орудий, занимались перевозкой личного состава и боеприпасов, доставкой грузов в блокадный Ленинград по льду Ладожского озера. И это далеко не полный список заслуг этих автомобилей. Конечно сам по себе автомобиль ничего не значит без водителя. Мы с почтением вспоминаем Героев, управлявших этой техникой. Наши дедушки и бабушки, одержавшие Победу в этой страшной и самой кровопролитной войне, навсегда останутся в нашей памяти и в наших сердцах. Сорок второй год ознаменовался выпуском облегченной версии Захара - ЗИС - 5 В. В целях экономии материалов, на автомобиле облегчили кабину, оставили только задний откидной борт, при торможении задействовались одни задние колеса, а привод тормозов был механический, на тягах. Если у автомобиля отказывал бензонасос, канистра с топливом крепилась на крышу и бензин самотеком поступал по шлангу в карбюратор. Отличительной чертой были крылья, деревянный обод руля и одна единственная фара, которая освещала путь водителю. Неприхотливый низкооборотный двигатель был очень не переборчив в топливе, запускался в любую погоду, а летом мог работать на керосине. Сборка таких моделей была налажена в Ульяновске (УльЗИС), на Урале, в городе Миасс (УралЗИС) и конечно на основном заводе ЗИС.

ЗИС - 5В (Захар)
ЗИС - 5В (Захар)

Очень важно отметить легендарный ЗИС - 6, трехосный грузовик, на базе которого в первое время устанавливалась система полевой реактивной артиллерии -“Катюша”, наводившая животный ужас на противника. Официальное название БМ - 13 (Боевая машина реактивной артиллерии), которая совершила коренной перелом в исходе Великой Отечественной войны. Но самым массовым грузовиком была Полуторка. В период 41 - 45 годов их было выпущено почти сто сорок тысяч единиц, а на начало войны в рядах Красной Армии числилось 150 000 ед. Изготавливались с 1932 года по лицензии Форд, опять же были полностью модернизированы и приспособлены к трудным условиям эксплуатации. Благодаря конструкторам техника была простой в использовании, очень ремонтопригодной и проходимой. Многие военные автомобили имели универсальный кузов и предназначались как для перевозки перевозки грузов, так и личного состава, благодаря откидным скамейкам по бортам. Автопром развивался, а работы по его дальнейшему становлению продолжались даже во время войны. В производство пошли полноприводные модели, машины на гусеничном ходу и многие другие. Многие автомобили были спроектированы еще до Победы, что в итоге позволило Советскому Союзу первыми в мире, уже в 1945 году выпустить образцы послевоенных машин.

132-мм "Катюша" БМ-13 на шасси ЗиС-6
132-мм "Катюша" БМ-13 на шасси ЗиС-6

С уверенностью можно сказать, что автомобильное производство в СССР было создано в кратчайшие сроки, а вскоре Советский Союз завоевал первое место в Европе и второе в мире по выпуску автомобилей.

Подписывайтесь на канал "Автобаза СССР", ставьте лайки, делитесь информацией с другими любителями советской техники! С уважением, завгар автобазы.