Многие уверены, что они недостойны помощи. Или выбирают не тех людей. Им отказывают, они себя чувствуют еще хуже, чем раньше. Что делать, чтобы так случалось как можно реже? Как научиться просить о помощи у людей, чтобы не было мучительно больно? Вот инструкция из 4 шагов.
1. Независимость
Если вы просите как "жертва" (ноете, пресмыкаетесь, унижаетесь), то плохо не только вам. Обычно в этом процессе участвуют оба человека, и второй испытывает, мягко говоря, не самые приятные чувства.
Вспомните, как кто-либо ныл вам.
Денег нееееет...
Мне отказааааали...
Меня не понимаааают...
Тому, у кого так просят, неприятно.
Учтите, что вам никто ничего не обязан. И только тогда переходите к следующему пункту.
2. Суть просьбы
Еще одна проблема – это границы, они могут быть "внутрь" или "наружу". Люди, которым не помогают, либо требуют, либо начинают сильно сомневаться.
А положено ли мне...
А могу ли я...
А сколько...
А чего...
И приходят с просьбой неизвестно о чем.
Сравните:
- Долгани 2000 р. до зарплаты.
- Слушай, я своих в школу собираю... такая проблема... может, ты чем-то можешь помочь...
Подходя – сформулируйте четкую разумную небольшую просьбу.
Объект (что надо – забрать посылку, отправить письмо, уточнить о вакансии/работе, посмотреть машину) должен быть очевиден.
3. Выберите время, место, условия
Многие не задумываются, как правильно просить о помощи, пока не сталкиваются с тем, что их не услышали. Их просьба звучит частью повседневного фона, "гудения", информационного потока – что на словах, в разговоре, что в соцсетях.
Если вы мнетесь, сомневаетесь, подходите и отходите, передумав, вы 100% выберете не то время и не то место. Подойдете невовремя.
И наоборот. Вам наверняка придет помощь, если вы будете услышаны.
Для этого нужно:
- Найти время (чтоб не отвлекать человека).
- Установить контакт глаза в глаза.
- Назвать по имени (и отчеству, если надо).
- Проговорить просьбу.
- Уточнить, поможет ли человек.
Если хоть 1 из пунктов не обеспечен, от вас могут банально отмахнуться.
4. Будьте готовы к отказу и придумайте формулировку
Завершение тоже важно. Конечно, вы расстроитесь, когда вам откажут. Но если вы это сделаете без наезда, обвинения, категоричности, обобщений ("всегда ты так", "как тебе надо - так я делаю"), то вы сохраните отношения.
Более того, человек запомнит, что он хотел и не смог вам помочь. Следующий "заход" окажется результативней.
Хорошие формулировки:
- Жаль...
- Блин, досадно.
- Ну ладно.
- В другой раз.
- Спасибо, что ответил сразу.
- Если узнаешь, кто может помочь – скажи мне.
- Если что-то изменится – говори, буду благодарен.
Сохраняйте ниточку между вами и будьте готовы обратиться к 5-7 людям минимум, чтобы получить дельный совет, подсказку или реальную помощь.
Ваша Сова-Психолог. Буду рада вопросам и запросам на письменный разбор ситуации.