Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Чем я занимался в ливийском военном учебном центре. Часть 2.

Некоторые думают, что торговля оружием и военной техникой - неплохой способ срубить хорошие деньги, да ещё и на поставках боеприпасов и запасных частей подзаработать.
И это верно.
Но важны также и люди, которые эту технику и оружие будут эксплуатировать. Сначала они приедут к нам в страну и шесть лет будут учиться, непрерывно общаясь с нами. Потом, через какое-то время возможно обучение их же в наших академиях и на различных курсах. Наши инструктора почти всегда поедут туда и продолжат влиять словом и делом на их сознание. Там же будут находиться наши специалисты для обслуживания гарантийной техники, а то и просто ремонтники. Сегодня какой-нибудь Хамед просто обычный лейтенант, но кем он может стать, скажем, через пятнадцать лет?
Кто знает...


А я сам был свидетелем, как азартно алжирские офицеры иногда в кают-компании отстаивали преимущества именно той страны, где обучались, и питомцы советских училищ ни в чем не уступали выпускникам итальянских или французских военных учебных заведений, особенно упирая на почти родственное отношение к ним наших людей.

Вот и полковник Каддафи, зная, что советские ракетные катера поставлялись от Алжира и до Йемена, решил построить великолепный учебно-тренировочный комплекс, где моряки из всех этих стран могли бы повышать свои знания и навыки, а заодно проникаться духом Джамахирии :)
И его построили в Тобруке. Этот городок знаменит тем, что здесь Роммель совместно с итальянцами здорово навалял союзникам в 42-м году.

Но никто к Каддафи на учебу так и не приехал. Так что занимались мы исключительно с ливийцами.

Офицеры на занятиях никогда не присутствовали.
Курсанты же, пацаны 17-18 лет, были достаточно разнузданны поначалу, я ведь никакой дисциплинарной власти над ними не имел. Особенно одна группа достала. Но и их вскоре удалось привести в меридиан . Стучать местному начальству я не желал, их бы отходили палками и кроме затаённой ненависти, они бы ко мне ничего не испытывали. И это тоже было ими оценено.

В ходе учебного процесса вдруг один или несколько курсантов исчезают. При перекличке в начале занятий спрашиваешь дежурного - где такой-то? Отсутствует! Я и сам вижу, что отсутствует, так где же он? Отсутствует! И большего не добьёшься.
А потом приватно могут шепнуть - да он в свой оазис убежал! Может и через месяц появиться, когда отловят.
Ну и как с ним быть, как догонять пропущенное?

Всего я их подготовил шесть групп, четыре дизелистов и две электриков. Вот помню тощенького остроносого парнишку с торчащими ушами, его звали Рамзи ат-Тэйиб. Такой весёлый всегда и ничем не выделялся. А на экзамены прибыла группа проверяющих, местных офицеров и вроде из столицы кто-то был. Рамзи досталось показать свои знания электрокомпрессора ЭКПА2-150.
Он бойко отбарабанил ТТД, на действующем агрегате разъяснил его устройство, рассказал порядок приготовления, пуска и остановки, что тут же и проделал. На пару вопросов ответил вполне уверенно. Скажу честно, даже меня он достаточно удивил, я его сильно зауважал, вот даже имя запомнил. Что с ним теперь, этим способным ливийским мальчишкой, ему ведь сейчас под 50. Жив ли? Кто знает...

Тут огромную роль играли наши переводчики. Были военные, офицеры, с ними проще, были гражданские, из различных языковых учебных заведений. Армянин, азербайджанец, узбек и пара-тройка таджиков, они появились позже и к счастью, я сними дел не имел.
Один из них был тощий доходяга средних лет с тремя детьми и вновь беременной женой. Он отгородил ей у крыльца вольеру, дальше которой она не ходила. Какие там кино и концерты? И весь женсовет, покудахтав, отвалил в сторону и вся общественность вкупе с парторганизацией были бессильны.

А второй, помоложе, в свободное время хаживал в стёганом чапане и тюбетейке. Запомнился же мне одним случаем. Курсантов в тот день куда-то угнали, мы собрались до конца рабочего дня, 14-ти часов, в одном из классов, так, травили обо всём. Не знаю, кто из наших чем его завёл, но он вдруг начал орать: "Е.. я ваш СССР, е.. я вашего Ленина! Мне всего лишь справка нужна, что я работал за границей, а так я давно любого из вас куплю со всеми потрохами!" Народ прямо опешил от всего этого, вот вам и всесильный КГБ с его отбором за границу!


И ведь никто ему в рыло не дал, это был конец 87-го года и рыба гнила уже во-всю. Стучать тоже никто не стал, так он и работал, пока я не уехал.
Так вот, переводчики не все владели военно-морской и технической терминологией, поэтому в Шарике ещё приходилось иногда заниматься с ними, чтобы они смогли полноценно переводить материал.
Впрочем, второй год с дизелистами я уже занимался без переводчика, иль хамдуль алла!

А что такое Шарик, я в другой раз расскажу :)