При просмотре американских и европейских фильмов я всегда негодовала, когда видела, как ведут себя подростки: хлопают дверьми, кричат на родителей, обижаются на них и говорят им об этом. В моей голове не укладывалось, как так можно общаться с родителями? Как можно говорить им, что обижен или злишься?
Пару дней назад по дороге домой меня словно озарило. Я вдруг осознала, что именно такое поведение и является нормальным. Ребенок, подросток имеет право злиться на родителей, обижаться на них и говорить им об этом. Ведь когда родители злятся на детей, они это не всегда подавляют или скрывают. Родители заставляют извиняться, если ты их обидел. Так почему родителям можно испытывать подобные эмоции, а детям нельзя?
Я помню, как не могла в детстве говорить “не хочу”. Особенно папе. Каждое не хочу сопровождаться чувством вины. Упаси боже было повысить голос! А хлопнуть дверью! Вообще показать, что я не довольна, обижена или зла на них. Особенно на папу. До недавнего времени мне это казалось нормальным. У меня не было сомнения, что может быть иначе. Я рвала и метала, когда видела иное поведение.
Как же я заблуждалась! Сейчас я понимаю, что мне нельзя о чувствовать, испытывать определенные эмоции. Демонстрировать их. Парадокс: в детстве и подростковом возрасте человек учиться распознавать свои эмоции и совладать с ними, а я училась их прятать и не испытывать. Надо было злиться, обижаться. Я знаю теперь, что адекватная реакция на такие порывы - дать остыть, проговорить все, разложить по полочкам, объяснить все.
Кто знает, возможно, корни моих эмоциональных проблем растут именно отсюда. Мне сложно сейчас демонстрировать эмоции. Я часто даже не понимаю, что испытываю. Меня это пугает, это выбивает почву из-под ног и я предпочитаю абстрагироваться и “стираю” неизвестную и непонятную эмоцию. Я уже привыкла, что меня называют камнем, а друзья порой обижаются, если я не так отвечаю на их эмоциональные порывы.
Я учусь эмоциям и их демонстрации. Я понимаю, что я не смогу этому научить мою дочь. Это будет делать ее отец. Возможно они оба научат и меня.