От простых аркад до сложных приключений и глобальных стратегий, Властелин Колец был основным источником вдохновения для разработчиков игр более 30 лет. Попробуем изучить путешествие эпического произведение Толкина в игровой индустрии, и ознакомимся с многими, в том числе малоизвестными играми.
С выходом на большой экран кинотрилогии «Властелин колец» интерес к произведениям Дж. Р. Р. Толкиена снова возрос, стали появляться новые игры по вселенной Средиземья. И в настоящее время посчитать все игры хоть как-то связанные с этим произведением, практически не реально. Но мы и не ставим себе это целью, мы вспомним те игры, которые были намного раньше, чем кинотрилогия от Питера Джексон.
Смелая, но не такая красивая
Еще в начале 80-х годов, задолго до того, как молодой рынок компьютерных игр можно было классифицировать как отдельную отрасль, издатели не могли оправдать затраты на лицензирование, поэтому они придумали свои неофициальные, но очень спорные в части авторского права названия. Игры с такими названиями, как «Возвращение Джедаев» и «Вторжение похитителей тел», были обычным делом для того времени. В 1982 году, Postern Software выпустила игру с еще более оригинальным названием «Shadowfax» (Серогрив), аркадную игру, названную в честь лошади Гэндальфа. Первоначально выпущенная на платформе Vic-20, а позже появившаяся на Spectrum и C64, игра позволяла нам прокатиться на легендарном звере и вступить в бой против нескончаемого потока черных всадников. Не смотря на год выпуска анимация лошади в игре была превосходна, и основываясь на знаменитых фотографиях Эдварда Мейбриджа. Shadowfax - это золотая классика по сравнению с игрой Moria, выпущенной в том же году на Spectrum, C64 и Oric-1.
В игре Moria вы играли за Гендальфа и ваша цель была получить кольцо Дурина из Мории. Это звучало интригующе, пока вы не запускали игру и не увидели, что Мория была изображена как квадратная сетка 11x11, и ваша позиция на ней была отмечена буквой G. Когда вы двигались от квадрата к квадрату, вы натыкались на врагов. Здесь вы могли выбирать сражаться или бежать, и это было так же «интерактивно», как и сама игра. Как показала Moria, разработчики игр не собирались успешно визуализировать историю, рассказанную нам в произведениях Толкина, по крайней мере с этими примитивными компьютерами, поэтому лучшие игры того времени пришли в форме текстовых приключений. Эти игры, часто характеризуемые своей сложностью, и половину времени, игроки боролись с синтаксисом, а не с самими головоломки. Многие игры требовали ввести точные фразы для действия, в результате чего многие даже носители языка Шекспира, вынуждены были запасаться словарями. А уж что говорить о нас, с начальным уровнем английского, еще и не пройденного даже в рамках школьной программы, я уже молчу про то, что я изучал немецкий. Самой первой текстовой приключенческой игрой, с хитрым названием - Adventure, была с небольшими отсылками к произведениям Толкина. Эта игра гастролировала по университетским городкам на протяжении 1970-х годов, и в конечном итоге оказавшись на домашних компьютерах (как Colossal Adventure) в 1981 году, благодаря компании Level 9 Computing. К своему выходу игра взяла еще больше от мира, созданного Толкина, включая троллей, эльфов и Роковую Гору. Игра породила два продолжения, Adventure Quest и Dungeon Adventure, и эти три приключенческие игры стали известны как Middle-earth Trilogy (Трилогия Средиземья). Игры были позже переизданы под названием Jewels of Darkness, и все ссылки на Толкиена были удалены.
Это было в первую очередь связано с тем, что компания Melbourne House приобрела лицензию на выпуск игр по вселенной Властелина Колец, которую прибрели наследников Толкиена. Вслед за их успешной приключенческой игрой, основанной на произведении Хоббит, которая так и называлась The Hobbit, Melbourne House выпустила Lord of the Rings Game One в 1985 году на Spectrum, C64, Amstrad CPC, BBC, PC, Apple II и Mac. Игра описывала события из произведения Властелин колец. Братство кольца. (в США игра была выпущена под названием Fellowship Of The Ring Software Adventure) и была разделена на две части, также, как и книга. В игре, впервые в этом жанре вы могли выбрать персонажа в начале игры за которого хотели пройти игру, на выбор были Фродо, Сэм, Пипин и Мэрри. Ваш выбор не имел большого значения, но если вам удалось завершить игру (не маленький подвиг надо сказать), вы могли играть снова уже за другого персонажа и прохождение отличалось, что давало Вам возможность снова насладиться этой игрой. Игра начиналась в Шире, где Вы смогли исследовать родину Хоббитов, прежде чем отправиться в путешествие в Ривенделл. На самом деле, можно было отклониться от истории, описанной в книге и направиться в противоположном направлении, к Синим горами или в сторону Харлингдона, океана за его пределами. Игра могла похвастаться уникальными сюжетными поворотами и даже фанаты и знатоки всех произведений Толкиена встречали несколько сюрпризов. Но все же, на момент релиза многие фанаты книги были разочарованы игрой, возможно, потому, что глубокого знания книги для прохождения игры не требовалось, да и текст частично содержал грамматические ошибки, что, во-первых, и так осложняло прохождении игры, а во-вторых говорило, о том, что игра была сделана на скорую руку, и как следует не проверена, и это несмотря на то что она находилась в разработке в течение 15 месяцев. В целом, игра стоила очень дорого даже для нашего времени £16! Тем не менее, она выпускалась в необычной упаковке с небольшим, но приятным сюрпризом внутри упаковки.
В 1988 году Melbourne House выпустила игру Lord of the Rings Game Two на Spectrum, C64, Amstrad CPC, PC, Apple II и Mac. Эта игра имела и второе название - Shadows of Mordor. Хотя игра не сильно отличалась от первой части игры, по геймплею, она безусловно, была намного более «отполирована», с гораздо меньшим количеством ошибок по грамматике и слегка улучшенной графикой, используемой для иллюстрации текста. Компания Melbourne House намеревалась выпустить трилогию игр, и финальная часть появилась в 1989 году. Crack of Doom, третья игра охватывала события шестой книги Возвращения короля, и содержала кульминационную сцену ковки кольца на вершине Роковой горы. В отличие от первых двух приключений, вы могли управлять только Сэмом, но в целом игра была с заметными улучшениями по сравнению со своими предшественниками. Она была выпущена только на C64, PC и Mac, и что довольно странно, игра никогда не выпускалась за пределами Северной Америки.