Найти тему
История Кавказа

Кавказкая война 1859. Последний бой имама Шамиля.

Оглавление

«Первая задача историков - воздержатся от лжи.

Вторая – не утаивать правды.

Третья – не давать повода заподозрить себя в пристрастии, предвзятости».

Марк Гулий Цецерон.

Гунибцы: последние защитники имама Шамиля.

Или не справедливо забытая последняя история Кавказкой войны.

В 1859 году под командованием князя Александра Ивановича Барятинского, следовали через Чечню в Дагестан. Один за другим наибы прекращали сопротивление, и выходили к князю, сдавая свои укрепления, окруженные со всех сторон Русскими войсками, враждебно встречаемый утомленными войной жителей аулов. Шамиль терял влияние, и свою власть, на всей территории имамата учитывая стратегически выгодное расположение Гуниба для обороны, Шамиль обратился к Гунибцам с просьбой, разрешить там укрепится, на что получил согласие. Жители Гуниба радужна, приняли Шамиля они прекрасно понимали, что их ожидает в случаи поражения, тем не менее, все без исключения женщины, старики и дети приступили к оборонительным работам. Проводили саперные работы, рыли волчьи ямы для врагов таскали камни, с приходам имама Гуниб превратился в военный лагерь каждая сакля в бойницу.

10 августа 1859 года аул Гуниб был окружён царскими войсками, в составе 15 батальонов различных полков, 5 сотен конно-регулярного полка, 2 сотни Акушинской конной милиции, рота саперов, дивизион драгун, 6 сотен туземной милиции и 14 горных орудий всего 40.000 хорошо вооруженных солдат. После обоюдных и безуспешных переговоров и артиллерийского обстрела, на рассвете 25 августа 1859 года начался штурм аула Гуниб. Не смотря на огромное численное преимущество царских войск, горцы сражались мужественно и самоотверженно, первые наверх поднялись штурмовавшие со стороны села Куеда, один из бастионов защищала горсточка горцев и среди них были женщины они стали жертвами штыковой атаки Апшеронского полка.

-2

В истории Апшеронского полка читаем « как фурии кидаются в лицо русским солдатам, физиономии их искривлены, сухие пальцы хватают лезвие подставленного штыка, и в то же время другая рука наносит удар, кинжалом рубя направо и налево». Хочется особа отметить мужества и бесстрашие женщин, которые проявились при обороне Гуниба, приведем лишь один пример горянок, который дошёл до нас по рассказам села Манас-Аул. «Две слепые с рождения сестры Меседу и Исалай расположились на одной из высот укрепления и бросали вниз камни на солдат, когда до них дошел слух что Шамиль прекратил борьбу. Не желая сдаваться в плен, сестры бросились в пропасть» и по сей день в этом тухуме дают новорожденным девочкам имена Меседу и Исалай, этим сохраняя память об этих необыкновенных женщинах.

К полудню 25 августа царские войска окружили аул Гуниб на берегу речки Гунибки в жарком бою остались лежать горы трупов, в ауле же находилось еще несколько десятков человек, среди которых были женщины и дети. Не оборонять аул не руководить боем Шамиль уже не мог, некоторые предлагали имаму броситься на неприятеля и принять достойную смерть, так как в этом случаи для него были открыты врата Рая. Однако, несмотря на все блага шахида, Шамиль избирает другой путь, путь спасенья женщин и детей от неминуемой гибели. Женщины предложили ему уйти по незаметной тропе по направлению села Ругуджа и продолжить борьбу, но Шамиль отказался от своего спасения, провожая имама на переговоры к князю Барятинскому, женщины кричали, что им не нужна жизнь, что они хотят умереть шахидками.

-3

После сдачи Шамиля в плен оставшимся жителям Гуниба было приказано покинуть аул, царские генералы не могли простить Гунибцам поддержку имама и отчаянное сопротивление. Как не тяжело было гордым Андаляльцам, свободным Узденам покинуть родные обжитые места, оставить на месте могилы предков, нажитое добро, взяв с собой самое дорогое, старых родителей малых детей Гунибцы пошли навстречу неизвестному будущему. У многих женщин к спине были привязаны малолетние дети, грудные младенцы, руки были заняты хурджинами, мужчины взяли на себя обязанности защиты своих семей, ибо огромная армия русских солдат была сосредоточенна на дорогах от Тмирхан-Шуры до Гуниба.

По дороге одни оставались жить в лесу, другие в пещерах, третьи у своих родственников и кунаков, сколько страдания выпало на их долю ведь это описание не художественный вымысел, а реальные исторические события, которые испытали жители Гуниба. Долгое время Гунибцев не покидало желание образовать одно село и жить вместе, видно тому не суждено было случиться.