После начала производства Волжским Автомобильным Заводом модели 2101 встал вопрос об его замене в перспективе: все понимали, что машина скоро устареет и может потерять требуемую конкурентоспособность, поэтому его нужно будет заменить более современной моделью.
Результатами этих проектов стали ВАЗ- 21011 и ВАЗ-21013, но было очевидно, что такие меры временные, что требуется создание модернизированного семейства автомобилей на базе существующего, причём основной задачей ставилось осовременить, а главное не испортить облик. Осознав, что свежего вида можно добиться только коренным пересмотром существующей архитектуры кузова, вазовские дизайнеры принялись за дело.
Первым делом была изменена передняя оптика – впервые в истории отечественного автопрома все функции передней оптики были заключены в единый блок, причём фары комплектовались гидрокорректором пучка света, что делало возможным установку опциональных фароочистителей.
Однако стоит упомянуть, что такое чудо было лицензионным продуктом французской фирмы «Сибие», выпускавшееся сначала в Чехословакии, а позже на советском заводе «Красный октябрь». В середине 70-х в автомобильную моду входили более резкие, «рубленые» грани, что также отразилось и на дизайне будущего автомобиля, внешняя отделка автомобиля получила новые детали:
1) иную пластиковую решётку радиатора
2) дефлекторы на задних стойках крыши
3) другие штампованные диски с новыми шинами МИ-166
4) новые бамперы из алюминиевого профиля с резиновыми накладками
5) резиновый молдинг в нижней части кузова
6) чёрное поле вокруг боковых окон
7) дверные ручки
8) зеркала заднего вида с регулировкой прямо из салона
9) абсолютно другие задние фонари.
Также автомобиль получил новый салон: были разработаны современные торпедо, руль, комбинация приборов с антибликовыми стёклами конусной формы, другие сидения с регулируемыми подголовниками.
Впервые именно на «пятёрке» появилась цельноформованная обивка дверей и потолка, которая, кстати, она была шумнее обычной. Много внимания было уделено безопасности: сиденья получили подголовники, были убраны передние форточки, в дверях появились брусья безопасности, у бамперов появилась возможность установки гидроопор.
Важные изменения произошли и в технической части. Специально для этой модели был создан новый силовой агрегат на основе мотора ВАЗ-21011, который от него отличался новым карбюратором «Озон», армированным резиновым ремнём привода газораспределительного механизма (ГРМ), распределителем зажигания с вакуумным автоматом опережения, новым картером и алюминиевой головкой блока цилиндров двигателя. Новому двигателю был присвоен индекс «ВАЗ-2105».
Универсал на базе «пятёрки» - ВАЗ-2104
В целом он сохранил всю техническую часть и внешность седана, но отличия всё же были. Помимо надстройки в задней части кузова, усиливающие жёсткость выштамповки на крыше, новое оформление задней части другие вертикальные задние фонари. Также «четвёрка» стала первым отечественным массовым автомобилем, на котором появился задний стеклоочиститель.
Благодаря всем вышеперечисленным новшествам, ВАЗ-2105 был готов покорять экспортные рынки. Ведь благодаря относительной дешевизне и многим тогда ещё новинкам новые «Жигули» хорошо конкурировали в своём классе бюджетных автомобилей.
В качестве доказательства чего можно привести то, что «пятёрка» поставлялась в такие развитые страны, как Канада и Великобритания (существовали соответствующие экспортные версии, адаптированные под нормы этих стран).
«Честный» автомобиль
ВАЗ-2105 продержался на конвейере тридцать лет безо всяких серьёзных модернизаций и кузовных модификаций (если считать ВАЗ-2104 самостоятельной моделью), став при этом своего рода «честным» автомобилем.
В 2010 году цена новой машины составляла каких-то 178 тысяч рублей (самый дешёвый автомобиль на отечественном авторынке после снятия «Оки» с производства). С годами популярность «пятёрки» и «четвёрки» не становилась меньше, а даже, наоборот.
Об этом говорит то, что выпуск модели был налажен сразу на нескольких заводах: ООО «КрАСЗ», ООО «РосЛада», ОАО «ИжАвто» и на сборочном предприятии в Египте. Дешевизна и простота как самого автомобиля, так и его эксплуатации, и ремонта сделали это авто таким популярным и даже культовым, что обеспечило ему такую длительную конвейерную жизнь.
Автомобиль ВАЗ-2105 выпускался с 1980 по 2010 год, ВАЗ-2104 с 1984 по 2012 год. Всего было выпущено около 870 тысяч универсалов во всех комплектациях и 1,9 миллиона седанов. Благодаря всем вышеперечисленным характеристикам модели ВАЗ-2105 и всех «Жигулей» в том числе по праву считаются «классикой» отечественного автопрома.
Понравилась публикация?
Тогда подписывайтесь на этот канал, ведь у нас много подобных статей. А, если вас не затруднит поблагодарить автора поставив "лайк", то вы невероятно замотивируете нас. Спасибо!
Присоединяйтесь к нам в Телеграм>>