Найти тему
Репортажи из СССР

Как в СССР мы скачивали песни и сидели в социальных сетях

Было бы неправильно думать, что иметь при себе сборники любимой музыки - это дань сегодняшнему времени. Хорошая музыка существовала во все времена, подпевать любимой песне тоже хотелось во все времена, но вот как быть, если слов ты не знаешь, а песню можно услышать по радио так редко, что не успеваешь запомнить слов? Советские девочки выходили из таких ситуаций запросто - с помощью тетрадки, гордо именуемой песенником.

Конечно же, существовали настоящие песенники, выпущенные в виде брошюрок и отпечатанные государственной типографией, но какие унылые песни они печатали! То ли дело наши, рукописные, раскрашенные фломастерами и заклеенные картинками из "Работницы", "Крестьянки", а то и даже из каких-нибудь импортных журналов.

-2

В основном, конечно, ведением песенников занимались девочки, но я очень хорошо помню те несколько случаев, когда мои одноклассники тайком просили заветную тетрадку, чтобы потихоньку списать из нее слова популярной тогда песни "Птица счастья" Николая Гнатюка.

-3

Ну а девочки без стеснения обменивались тетрадками и переписывали друг у друга тексты любимых песен, создавая пухлые сборники, которые явно пользовались бы большим спросом в магазинах, если бы их издавало государство :) Таким было наше "скачивание" песен друг у друга, причем зачастую это делали на уроке, списывая слова на какой-нибудь листочек, а потом уже дома - начисто, в тетрадку, оформляя картинками и рисунками.

-4

Что интересно - листаю я сейчас свою рассыпающуюся тетрадку, вижу давным-давно забытые хиты, вроде того, что на рисунке выше, а в голове сразу начинает звучать мотив этой песни. Удивительная штука - память!

Как я вижу, вкусы у нас были самые разносторонние, главное - чтобы песня нравилась. поэтому на соседних страницах мирно уживались друг с другом "Машина времени" и Алла Борисовна.

-5

-6

Ну а социальная сеть, в которой охотно присутствовали уже не только девочки, но и мальчики, была представлена очередным рукотворным и рукописным звеном, называемым Анкета. По своему прямому назначению это, действительно, была анкета: с вопросами как общего плана вроде ФИО, адреса и планов на будущее, так и с заковыристыми моментами, предполагавшими проверку чувства юмора и находчивости отвечающего.

-7

У каждой из нас таких анкет могло быть несколько, т.к. тетрадки довольно быстро заполнялись и нужно было заводить другую. Но такая ситуация была не у всех: у анкет четко прослеживался социальный статус ее хозяйки. Если анкеты красивых и популярных девочек хотела заполнять все, то тетрадки "серых мышек" обычно оставались без внимания. И если такой девочке удавалось тебя уговорить заполнить свою анкету, то очень часто такие тетрадки валялись дома по несколько дней, пока сама хозяйка не начинала ее требовать обратно.

-8

К сожалению, у меня из всех моих анкет сохранилась только одна, остальные были утеряны при многочисленных переездах. Но та тетрадка, которая осталась - она как раз из категории "популярных". Скажу сразу, не я сама, как личность, тому причина :) Просто однажды в конце четверти на уроке русского языка, когда оценки уже были выставлены, учительница разрешила нам потихоньку заниматься своими делами. Я достала свою анкету и начала ее листать, читая ответы одноклассников. Учительница заинтересовалась раскрашенной тетрадью, спросила - зачем это нужно и что это такое вообще, а потом попросила ее почитать. Еще никто из учителей за всю историю нашего обучения не просил наших анкет\песенников\гадалок и прочего творчества - это был небывалый случай.

Ну а так как я всегда любила слегка повыпендриваться, то и вопросы у меня в анкете встречались непростые - помню, учительницу озадачил такой: "сколько в звездном небе серебра"? (конечно же, это была цитата из любимой песни).

- А как надо отвечать на такой вопрос? - спросила учительница. На что ей весь класс вразнобой начал объяснять, что единых правил нет, кто как может, тот так и отвечает...

После этого случая на переменке за моей анкетой выстроилась очередь - желающих заполнить ее пришлось расписывать на несколько дней вперед :) Хотя в общем и целом, вопросы были стандартные для этого типа развлечений, как у всех.

-9

-10

Я прошу прощения за невысокое качество изображений - сканера по рукой нет, а чернила в тетрадке сильно выцвели, приходится довольствоваться тем, что осталось... Так, к примеру, мы можем проследить за музыкальными пристрастиями шестиклассников, учившихся в 1985 году:

-11

-12

А заканчивались анкеты обычно просьбой написать какое-нибудь пожелание и оставить рисунок на память:

-13

Обмениваясь друг с другом анкетами, рассказывая о своих вкусах и увлечениях, мы создавали такую своеобразную социальную сеть, в которой, как и везде, были свои лидеры и свои изгои. Кстати говоря, была у нас в соседнем классе одна тихонькая девочка, над которой ее одноклассники частенько насмехались. Однажды после таких шуток мне стало ее жалко, и чтобы ее как-то утешить, дать почувствовать себя полноценным членом"детской стаи", я предложила ей заполнить мою анкету. Мне не очень хотелось, чтобы ее имя фигурировало в тетради - репутация девочки могла негативно сказаться и на моей собственной, но человеколюбие оказалось сильнее :)

В итоге она продержала мою анкету у себя дома дня 3-4, чтобы было непозволительной бестактностью: по негласным законам принято возвращать тетрадь либо на следующий день, либо максимум - через один. Когда я потребовала возвращения своего имущества, уже испытывая далеко не человеколюбивые эмоции, она задала мне вопрос, от которого я была в шоке: "а что с этой тетрадью делать-то надо было?" Нет, я знала, конечно, что девочка - изгой в своем классе, но чтобы настолько быть далекой от реалий детского общества, что не знать о существовании анкет - это было странно и даже немного страшно...

Ну а дневники, конечно, всем напоказ не выставляли, разве что самым близким подругам, да и не все записи подряд, но вели их очень многие. Свой первый дневник я завела в 1980 году, когда меня, как и многих московских\подмосковных детей родители услали подальше от столицы. Надвигалась Олимпиада-80, ходили слухи, что от иностранцев будет много неприятностей и рекомендовалось детей убрать подальше от города. Меня "убрали" к бабушкиной подруге в Каменск-Шахтинский, где я, только что закончившая первый класс, и начала вести этот дневник.

-14

Жизнь, в основном, протекала на улице - там все было непривычно для ребенка из Подмосковья: шелковица, от которой синели рты и руки (местные ее еще называли тютина или тутовник), абрикосы, которые валялись под ногами, кукурузные поля... Надо ли говорить, что домой я приходила только спать и особо заниматься дневников времени и желания не было?

-15

А через 16 лет в этот день у меня родится сын...
А через 16 лет в этот день у меня родится сын...

Свой следующий дневник я завела в 1984 году, будучи ученицей 6 класса. Во все времена все подростки были одинаковыми, вот и страницы моего дневника наполнены размышлениями о мальчиках и о том, как я выгляжу :) Некоторые фамилии на фото я замазала - мало ли, может быть, упомянутые там люди не хотят упоминаний о себе в этом тексте?

-17

-18

Ну а следующий мой дневник родился в 1989 году, когда я, будучи учащейся техникума электронных приборов, с подружкой поехала к морю, в Абхазию, по путевке от нашего профсоюза. Как сейчас помню - у меня была повышенная стипендия в 37 руб. 50 коп., путевка стоила мне 13 руб., поезд - что-то около 5 руб., кажется, а обратно мы летели самолетом за 10 руб.

-19

Этот дневник был уже серьезнее всех остальных: переживания, трагедии, несчастная любовь - в общем, все как полагается в возрасте от 17 и старше :)

Вот таким был скрапбукинг по-советски :) Спасибо, что дочитали до конца материала и наверняка, тоже вспомнили что-то из собственного школьного творчества на эту тему :)

Жмите на значок "палец вверх", подписывайтесь на дальнейшие репортажи - я всегда очень радуюсь вашему вниманию :)

До следующих встреч в эфире!