Найти тему
Военный музей

Как советская подводная лодка стала настоящим аттракционом для иностранных туристов

Побывав в Гамбурге, я не мог не осмотреть эту музейную подлодку. Тем более, что она-то и являлась одной из основных "целей" нашего броска на северо-запад Германии. Настоящее её название: Б-515, но немцы зачем-то присвоили ей новый тактический номер U-434. В любом случае, это бывшая советская (а потом и российская) дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б "Сом". Наши "партнёры" из НАТО обозначили этот тип ПЛ как "Tango". Подлодки этого проекта считались переходными от второго поколения ДПЛ к третьему, имея силовую установку, идентичную проекту 641, но обладая при этом более совершенным электронным и гидроакустическим оборудованием с высокой степенью автоматизации соответствующих процессов.

1. Б-515 - бывшая советская (а потом и российская) дизель-электрическая подводная  лодка проекта 641Б "Сом"
1. Б-515 - бывшая советская (а потом и российская) дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б "Сом"

Всего за период с 1973 г. по 1982 г. было построено и сдано для ВМФ СССР 18 ПЛ этого типа. Изготовителем выступал ССЗ «Красное Сормово» в г. Горьком, а сам проект был разработан в ленинградском ЦКБ МТ "Рубин". После достройки ПЛ переводили по внутренним рекам и каналам к их постоянному месту службы.

Итак, начнём экскурсию по этому весьма интересному объекту, которому западная печать до сих пор приписывает выполнение самых загадочных секретных миссий.

2. Перед ПЛ расположена билетная касса и сувенирный магазин. Есть место  для парковки. На заднем фоне видны доки знаменитой конторы Blohm+Voss:
2. Перед ПЛ расположена билетная касса и сувенирный магазин. Есть место для парковки. На заднем фоне видны доки знаменитой конторы Blohm+Voss:
3. Как и у большинства других виденных мной музейных ПЛ, у U-434 тоже есть отдельные вход и выход
3. Как и у большинства других виденных мной музейных ПЛ, у U-434 тоже есть отдельные вход и выход

Заходим...

4. ...и сразу попадаем в носовой торпедный отсек
4. ...и сразу попадаем в носовой торпедный отсек
5. Подводная лодка была оснащена 6 торпедными аппаратами, причём все они  были размещены в носовом отсеке
5. Подводная лодка была оснащена 6 торпедными аппаратами, причём все они были размещены в носовом отсеке

Стандартный боезапас: 24 торпеды или 44 мины. Хорошо видны оставшиеся механизмы системы быстрого заряжания торпед.

6. Внутренний объём носового отсека внушает уважение. Вид со стороны  второго отсека. Люк в соседний отсек находится почти под подволком, на  уровне "третьего этажа" этой ПЛ
6. Внутренний объём носового отсека внушает уважение. Вид со стороны второго отсека. Люк в соседний отсек находится почти под подволком, на уровне "третьего этажа" этой ПЛ
7. Люк для аварийного покидания ПЛ
7. Люк для аварийного покидания ПЛ
8.  Переходим во второй отсек - аккумуляторный и жилой. Это вид на коридор  третьего (жилого) "этажа". Под ним на двух этажах расположены, в  основном, аккумуляторные батареи
8. Переходим во второй отсек - аккумуляторный и жилой. Это вид на коридор третьего (жилого) "этажа". Под ним на двух этажах расположены, в основном, аккумуляторные батареи
9. Кают-компания. Обратите внимание на фото справа в центре, со статуей Свободы - оно действительно сделано через перископ?
9. Кают-компания. Обратите внимание на фото справа в центре, со статуей Свободы - оно действительно сделано через перископ?

На ПЛ проекта 641Б впервые (для дизельных ПЛ) была установлена современная для того времени БИУС (боевая информационно-управляющая система). Были предприняты попытки снизить шумность ПЛ (внешний корпус был покрыт специальным противогидролокационным покрытием, нанесены звукоизолирующие покрытия на фундаменты основных механизмов и т.п.). Условия обитаемости экипажа ПЛ достигли зарубежного уровня 1950-х годов, весь личный состав имел своё постоянное спальное место. При этом, офицеры и старшины размещались в каютах.

10. Офицерские удобства
10. Офицерские удобства
11. Немного техники
11. Немного техники
12. Каюта для совсем больных
12. Каюта для совсем больных
13. Обитателю этой каюты полагался свой "карантинный" гальюн
13. Обитателю этой каюты полагался свой "карантинный" гальюн
14.
14.
 15. Затем мы спускаемся на один "этаж" (вернее, палубу) вниз
15. Затем мы спускаемся на один "этаж" (вернее, палубу) вниз
16.
16.
17.
17.
18. Покидаем второй отсек
18. Покидаем второй отсек
19. Попадаем в третий отсек - отсек центрального поста. Вид в корму
19. Попадаем в третий отсек - отсек центрального поста. Вид в корму
20. Вид  в нос (откуда мы пришли)
20. Вид  в нос (откуда мы пришли)
21. Основное оборудование центрального поста находится над нами, но нас туда  не пустили. Смотрим на то, что есть (т.н. "агрегатные выгородки")
21. Основное оборудование центрального поста находится над нами, но нас туда не пустили. Смотрим на то, что есть (т.н. "агрегатные выгородки")
22.
22.
23.
23.
24. Переходим в четвёртый - жилой и аккумуляторный отсек. На его "втором этаже" расположена столовая для старшин
24. Переходим в четвёртый - жилой и аккумуляторный отсек. На его "втором этаже" расположена столовая для старшин
25. Поднимаемся на один этаж выше. Тут уже расположены каюты старшин
25. Поднимаемся на один этаж выше. Тут уже расположены каюты старшин
26. Радиомастерская. Сейчас она больше похожа на уголок старьёвщика
26. Радиомастерская. Сейчас она больше похожа на уголок старьёвщика
27. А вот и самое важное место на любом корабле (после гальюна, само собой), а именно - камбуз
27. А вот и самое важное место на любом корабле (после гальюна, само собой), а именно - камбуз
28. Идём дальше по коридору
28. Идём дальше по коридору
29. В принципе, довольно приличное размещение
29. В принципе, довольно приличное размещение
30. Здесь жил особист (шутка, на самом деле здесь работал шифровальщик)
30. Здесь жил особист (шутка, на самом деле здесь работал шифровальщик)
31. А тут можно было посмотреть, как поживают аккумуляторы
31. А тут можно было посмотреть, как поживают аккумуляторы

В четвёртом отсеке также было расположено вспомогательное оборудование и общесудовые системы (трюмные насосы, насосы системы гидравлики, различные преобразователи и кондиционеры).

32. Переходим в пятый, дизельный отсек
32. Переходим в пятый, дизельный отсек

Продолжение:
Содержимое пятого отсека и вторая (и последняя) часть рассказа про эту подводную лодку.

Спасибо за внимание! И да, не забудьте подписаться на мой канал, если Вам понравилось!

Ещё больше рассказов и музеев в канале "Военный музей"