Демонстрации, представляющие собой праздничное мероприятие, выливающееся сначала в народное шествие с транспарантами и флагами, а затем - в народные же гулянья и "продолжение банкета" на природе с шашлыками или у кого-нибудь на квартире, я очень любила. Точнее, любила я демонстрацию 1 мая, а вот ту, что приурочена к 7 ноября - не очень: обычно в это время бывает холодно, слякотно, пасмурно и грязно, идти с флажками в руках по такой погоде не особо весело.
Будучи мелкой (70-е годы) я совершенно искренне недоумевала, почему родители не разделяют моего энтузиазма по поводу предстоящей демонстрации. Мне всегда было очень весело и любопытно смотреть на то, как идут колонны людей от разных предприятий, несут много флагов, какие-то транспаранты с лозунгами и портретами вождей пролетариата, все кричат "Ура!" - ну когда еще на улице можно будет поорать от всей души и никто тебя не одернет?
А эта предпраздничная суета? Она же была еще праздничнее самого праздника! Обещание, предвкушение чего-то радостного - уже сама по себе немалая радость. У нас в городе, к примеру, в те годы (середина 70-х - начало 80-х) в продаже были обычные шарики, которые надували своими силами, а вот шарики, надутые водородом, и улетающие в небо, были редкостью. Но ежегодно перед первомайской демонстрацией в мамин НИИ привозили несколько водородных баллонов (да-да, именно водородных, это сейчас шары надувают гелием, а тогда - водородом) и всем желающим надували шары, которые можно было купить на месте (стояла огромная такая коробка, которую тоже закупало начальство НИИ).
А еще можно было прийти со своими шарами и надуть либо их, либо обменять свои шарики на закупленные производством. У нас в продаже обычно были шарики в виде длинной такой колбасы - ровные или состоящие словно из трех секций: их надувать было трудно и неудобно, да и внешне они мне нравились меньше чем просто огромные круглые шарики. Поэтому я всегда свои "колбасные" шарики за 4 коп. штука обменивала на институтские. Мама приносила домой охапку надутых шаров, отпускала их под потолок рядом с моей кроватью, и когда я просыпалась - меня уже ждала невероятная радость, а ведь это было только начало дня...
На самом деле, подготовка к майской демонстрации начиналась задолго до первого числа, примерно за месяц-полтора, где-то. Сначала мы с мамой гуляли по округе и присматривались к березам, выбирая веточки красивой формы. Несколько веток мы срезали и ставили дома в банку с водой, чтобы к майским праздникам они успели выпустить первые листочки.
Затем мы опять же с мамой ехали в Москву, в центральный детский мир, отстаивали длинные очереди, чтобы купить побольше разноцветной гофрированной бумаги. А уже купив этот довольно дефицитный материал для поделок, крутили из бумаги роскошные пышные цветы, выпрашивая у папы запас медной проволоки для стебельков. Вечером перед демонстрацией мы прикручивали эти цветы на наши веточки с листьями - получалось очень красиво. Я ни у кого больше не видела такого - просто ветки с цветами были, а вот чтобы с листиками - только у нас :)
В то время, как я готовилась к празднику и жила предвкушением того, как поеду на папиной шее поверх всей толпы (папа-то ростом почти 2 м был), и в одной руке у меня будут не просто висячие шары, а шары, рвущиеся в высоту, а в другой - красной флажок с желтой каемкой и веточки с цветами, родители обсуждали подготовку к шашлыку и уже менее радостным тоном - предстоящую "лотерею" на предприятиях.
Дело в том, что многим трудящимся было совершенно неинтересно тратить свой выходной на шествие с флагами - на свете были вещи и поинтереснее, но начальство давало определенную разнарядку: от каждого предприятия, от каждого отдела предприятия должно быть в колонне столько-то человек. А кто не придет - тому порицание, лишим премии, дадим отпуск в феврале, а путевку в санаторий или в пионерский лагерь для детей вообще не дадим.
У мамы в НИИ подобные вопросы решались просто: допустим, на лабораторию выделили три билета в театр, а сотрудников - пятеро, как быть? Спокойно и тихо проводили лотерею, нарезая бумажки с какой-нибудь меткой - кто ее вытаскивал, тот в театр и ехал. Моей маме часто везло - она почти всегда таким образом вытаскивала для меня билеты в цирк, в детские театры, на различные экскурсии и пр. Но и с "билетами на демонстрацию" ей везло точно так же :) У папы был неплохой для того времени фотоаппарат, поэтому его на работе постоянно вынуждали присутствовать на демонстрациях в качестве фоторепортера, поэтому ежегодно наши первомайские шествия принимали семейный характер.
Самой большой обузой в этом мероприятии было даже не участие - не так-то это и сложно пройтись с полчаса колонной, пообщаться с кучей знакомых, прокатить дочку на шее и прочее. Самым обременительным было то, что если тебе вручали какой-нибудь транспарант или портрет, то после окончания шествия ты не шел домой, как все нормальные люди, а вынужден был идти обратно к своему предприятию, чтобы сдать это добро на склад. А обычно к концу демонстрации знакомые сбивались в небольшие группки, строились совместные планы по дальнейшему "празднованию", а ты откалывался от этого веселого и радужно настроенного коллектива, и тащил ставший никому не нужный транспарант на работу... К слову сказать, мои родители успешно избегали этой обязанности - папа, как фотограф, должен был иметь свободные руки, а мама в большинстве случаев отмазывалась, что у нее ребенок маленький, и когда он не едет на папиной шее, этого самого ребенка нужно держать за руку, чтобы не потерялся :)
Самые главные неприятности, которые мне запомнились в связи с первомайскими демонстрациями: однажды я надела приберегаемые для этого дня новые лакированные туфельки, необыкновенной красоты, как мне тогда виделось - из красной и белой кожи. Но туфли так натерли мне ноги уже через 10 минут, что почти всю демонстрацию я либо рыдала, либо пыталась подложить в туфли то платочек, то листок бумаги, то еще-что нибудь...
В другой раз неприятность доставил папин друг - после демонстрации у нас были гости и вечером мы пошли их провожать, а я прихватила с собой на улицу один шарик, надутый водородом (шары были так хороши, что с ними не хотелось расставаться в течение дня, а завтра, как показывал опыт предыдущих лет, половина шариков уже будет болтаться между полом и потолком, т.к. водород потихоньку из них уходит). Ну и прикуривая на улице, папин приятель случайно подпалил мне шарик, который с легким взрывом превратился в тряпочку. Понятно, что реву было немало :)
Еще одна памятная неприятность была связана тоже с утратой шарика: я нарисовала на нем фломастером рожицу, после чего мы с подружкой привязали к шару катушку ниток и стали запускать его в небо. Шар поднимался очень высоко, но каждый раз мы его возвращали обратно, сматывая нитку. А вот однажды его унесло порывом ветра аж до леса, а это почти 100 м от места, где мы находились, и там нитка запуталась в макушке сосны. Вытянуть обратно шарик мы уже не сумели, пришлось оборвать нитку...
Но это единичные грустные моменты, а вообще первомайские демонстрации мне запомнились именно ощущением радости и какого-то родства со всеми людьми города: такая хорошая музыка играет, столько знакомых лиц и улыбок, такие нарядные тетеньки с маминой работы, такие восхитительные шары и цветы и столько всяких вкусных вещей вокруг - и производственные буфеты продают бутерброды с дефицитной копченой колбасой, и шашлык будет после демонстрации, и гости придут с тортиком - ну когда еще будет столько хорошего, вместившегося в один день? :)
По моим детским ощущениям - лучше праздника Первомая мог быть только Новый год и день рождения, когда тоже гости, вкусности и подарки, но уже без демонстрации и любимых мною шариков...
Спасибо, мои уважаемые читатели, что вместе со мной мысленно прошлись в той самой первомайской колонне с шарами, цветами и хорошим настроением!
Вам - Мир, Труд и Май, а мне - нажмите на кнопочку "палец вверх", если не жалко, я буду рада и очень вам за это признательна :)