Существует множество мнений и рассуждений на эту тему как решить самый важный вопрос – как сделать успешным каждого ученика?
Если обратиться к Закону «Об образовании», то там чётко написаны принципы, формы, методы, приемы, но успешными становятся единицы. Появляется второй вопрос – почему?
Многие ученые в теории доказывают, что это возможно, а на практике не так всё гладко. В своей статье я хотела поделиться небольшим опытом как помочь стать «трудному» или «особенному» ребенку успешным и стать полноценным членом общества.
Т.П. Хризман сказал: «Трудных детей не бывает. Это мы их делаем трудными». Статистика показывает, что среди детей 7-11 лет – гиперактивных 17 % , из них девочек около 10% , мальчиков – 22%. Часто учителя и родители считают, что эти дети невоспитанные, не умеют себя вести и с ними нужно быть просто построже, и проблема исчезнет. А на самом деле необходимы знания об этой «трудности» и использовании ее в повседневной жизни.
Не каждый учитель, а тем более родитель знает эти особенности и часто удивляются, что ребенок был очень послушным, не капризничал и хорошо вёл себя на занятиях в детском саду и начале учебного года первого класса. Вот и первый фактор, который будет провоцировать не успешность ребёнка в школе. Что делать? Таблеткой здесь не поможешь и ситуацию не спасешь.
А какое тогда есть решение? Оно есть и очень простое, если правильно реагировать и действовать в такой ситуации.
Учитель заметил неусидчивость ребенка, быструю утомляемость, плаксивость или наоборот возбудимость, выкрики на уроке, вскакивания с места, ходьба по классу. Необходима беседа с родителями. Ходил ли ребенок в детский сад, то чем он был увлечён, куда ходил на занятия, как долго может удерживать внимание на одном деле. Это первый шаг к совместному решению вопроса. А на практике чаще всего этого ребенка сразу ставят в ранг «трудных» и это первая ошибка.
Учитель и родитель решают подключить специалиста, который есть в каждой школе – педагог – психолог. Педагог – психолог диагностирует ребенка, наблюдает и рекомендует учителю и родителю совместные мероприятия для создания ребёнку комфортных условий. Это второй шаг.
А третий шаг к успешности ребенка самый трудный, потому что как в басне Крылова: «Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!»
Так почему же? А потому что учитель и родитель, подключив психолога, могут решить, что специалист и сам справиться с этой задачкой, а рекомендации – это пустая трата времени и это вторая ошибка. Только тесное взаимодействие всех троих: учитель – родитель – психолог помогут ребёнку стать успешным. Представляю простую траекторию взаимодействия тройственного союза взрослых в движении к успеху:
1. Родителю необходимо прослеживать режим дня ребенка, время отдыха и занятий, подобрать ему дополнительные занятия, которые будут снимать напряжение и агрессию– это плавание, танцы, гимнастика, катание на велосипеде, роликах и другие подвижные занятия, которые не содержат соревновательности. Родителей часто удивляет агрессивность такого ребенка, когда они записывают их на борьбу и другие виды спорта, где нужно соревноваться, а это особенность гиперактивного ребенка. Он очень раним к проигрышу.
2. Учителю во время занятий необходимо обращать внимание на поведение ребенка на уроке и вовремя сменить вид деятельности, т.к этот ребенок может удерживать внимание и интерес к чему – то всего 7-10 минут. Увеличение сосредоточенности на занятии будет расти с развитием эмоционально - волевой сферы ученика, воспитанника, которой будет заниматься педагог – психолог.
Результат будет заметен уже через месяц совместных действий взрослых и ребенка. Повторюсь, только совместных действий. А выбор всегда стоит за взрослыми – растить «трудного» ребёнка или успешного.
Хотелось бы в этой статье обратить внимание и на «особенных» детей.
В нашем обществе ещё только воспитывается толерантное отношение к таким ребятам. Сложно учителю перестроить свой урок, учитывая особые потребности и специфику обучения, индивидуальный подход к родителям и детям. Нам ещё мало знакомы все формы, методы работы с детьми с ОВЗ и детьми с инвалидностью. Много вопросов возникает при создании условий комфортной среды для таких детишек, но только совместными усилиями мы справимся и с этой задачей, сделать детей успешными, создать равные возможности.
Мы знаем, что без согласия родителей на диагностику и выбор адаптированной программы это не решаемая проблема. Ребенок ощущает свою «особенность», а ещё на него наваливаются требования успевать за всеми. Вот и «трудный» ребенок.
Наш опыт показывает, что необходимо информирование родителей, психологическое просвещение в виде лекториев, встреч, родительских собраний, чтобы снять закостенелый страх родителей за своего ребенка, что он не такой, что его хотят лишить обучения со сверстниками. У нас в школе выстраивается доступная среда для «особенных» ребятишек. Они умеют учиться, они мотивированы на получения знаний, главная задача школы правильно выстроить работу, направленную на успех каждого ученика. И мы на верном пути. Наши педагоги и специалисты прошли курсы повышения квалификации работы с детьми с ОВЗ, индивидуальные образовательные маршруты позволяют видеть динамику успешности каждого ребенка, работа с родителями и тесное общение в виде индивидуальных консультаций с психологами, сопровождение для получения заключения ЦПМПК, выбор программ для обучения с учётом особенностей сделает наших детишек успешными.
Только от нас всех вместе зависит успех!
Педагог – психолог, Борисенко Жанна Александровна