Приехав в США и познакомившись с местными "нашими" мы тут же получили предложение сходить в местную Православную церковь. Там со всеми и познакомитесь - предложила новая знакомая. После этого мы не раз там бывали, а меня часто приглашали помогать готовить угощения к праздникам. Что же больше всего мне бросилось в глаза и какие отличия американского Православия от нашего я отметила?
Концепция Православия у нас:
человек приходит общаться напрямую с богом при посредничестве служителей церкви, которые знают, как это делать “правильно” и наиболее эффективно.
Отношение к Богу: Концепция “Бога-царя”, где священнослужители - его посредники, а люди - просители.
1. Церковь строят священнослужители. У нас, насколько я сталкивалась, все культовые сооружения строит сама церковь даже если пожертвования на ее постройку собираются с прихожан. Церковь может нанять прихожан для постройки храма, но мне не попадались случаи постройки храма прихожанами и передачи его церкви. Исключение составляют “приближенные ко двору” - когда храм строит “олигарх” или “меценат” и передает церкви.
2. В церкви нет сидячих мест. Дизайн наших церквей не сделан для продолжительного комфортного пребывания. Зачем сидеть приемной "царской канцелярии"? Просящий согласно канонам должен совершить "подвиг" - простоять всю службу.
3. В церкви говорить нельзя. Так как церковь - это место опосредованного общения человека с “богом-царем”, то общение между прихожанами не приветствуется. Каждый пришел по своему делу и не стоит друг друга отвлекать.
4. Много правил, что и как делать. Так как церковь - это аналог канцелярии “бога-царя”, то и в ней много формальных правил, смысл и назначение которых взят из священных писаний и не отражает современный уклад: одним голову покрыть, другим нет, одним в штанах можно, другим нельзя. Те, кто правил не знает могут заметить на себе осуждающие взгляды.
5. В церкви собираются только для обрядов. Церковь - не сельский клуб. Есть расписание обрядов и люди приходят “на прием” согласно расписания. Ни у кого и в голову не придет собраться всем вместе в церкви, пообщаться и поделать что-либо вместе. Во всяком случае в тех городских церквях, в которых я была.
6. Молитвы из писаний на церковно-славянском языке. Основная часть действа - молитва. Она читается на церковно-славянском языке. Смыслы обрядов всегда таинственны и священнослужитель может проконсультировать в индивидуальном порядке. Службы обычно не интерактивны и общение происходит в одностороннем порядке.
7. Жалуются, что не ходит молодежь, потому что молодежи нечего просить. Наверное, как и в любой церкви, в наших церквях людей постарше больше. Причина этому - у людей постарше больше проблем и больше понимания, что от них мало что зависит в этой жизни. Беспечная молодежь пока не вкусила горестей жизни и думает, что ей не о чем просить, а потому ходит редко.
Концепция Православия в США:
церковь - это объединяющий людей социальный институт, аналог клуба, куда люди приходят устанавливать и поддерживать контакты, помогать друг другу и общине.
Отношение к Богу: Концепция Бога, как одного из нас, но лучшего во всех смыслах - героя из прошлого, который погиб за нас. Отношение к Богу, как к ролевой модели, у которой нужно учиться и на которую нужно ориентироваться.
1. Церковь строят люди. Очень часто прихожане сами строят церкви. Так как церковь - аналог сельского клуба, место, где люди собираются для общения и взаимопомощи, то постройка здания - еще один прекрасный способ на деле проявить взаимопомощь и пообщаться.
2. В церкви есть сидячие места. Так как люди строят этот “клуб” для себя и для общения с друг другом дизайн его максимально комфортен для такого общения. В “клубе” много пожилых посетителей, некоторые из них с ограниченными возможностями, а посему доступ в клуб и пребывание в нем должны быть максимально комфортными.
3. Люди в церкви свободно общаются. Церковь - место, где люди встречаются, чтобы пообщаться. По-этому все общаются. В основном общаются до проповеди - о чем угодно, и после проповеди - о житейских темах поднятых для обсуждения священником. Нужно с кем-то познакомиться - в церкви, кого кому-то представить - в воскресенье после проповеди.
4. Жестких правил и запретов нет. Можно приходить как угодно и в чем угодно. Люди постарше надевают что покрасивей, потому что редко выходят в люди и в церкви хотят выглядеть хорошо. Для работающих прихожан обычная офисная одежда вполне подойдет. И хотя разные обряды проходят постоянно - жестких правил в одежде и поведении нет. Например одетые косынки на головах женщин я видела только во время крещения детей. На воскресных службах и на службах к праздникам этого никто не делает.
5. В церкви собираются не только для обрядов. Опять же, так как церковь - аналог клуба, прихожане могут сами договориться и прийти что-нибудь вместе в церкви поделать. Например, к Пасхе пекли куличи. А заодно и пообщаться, и пошутить, и посмеяться, и обсудить что-нибудь. Удобное помещение всегда для этого есть.
6. Проповеди о житейских проблемах на понятном языке. Чтобы задать более философский тон общению между людьми священник по воскресеньям читает проповедь. Читает ее общаясь с залом на вполне понятном английском или нашем. Есть вопросы у аудитории - пожалуйста задавайте и давайте обсуждать! Я так несколько раз делала и никто из зала и ни сам священник не смотрели на меня косо.
7. Жалуются, что не ходит молодежь, потому что все общаются в социальных сетях. Американская церковь не исключение - людей постарше в ней больше. Но по другим причинам - не потому что у них больше проблем, а потому что у них больше понимания важности личного общения. Молодежь и в соц. сетях может списаться и не очень понимает зачем для общения и координации взаимопомощи куда-то ходить по воскресеньям. Священник ведёт сайт церкви, где постоянно выкладывает даты всех предстоящих мероприятий. Если у кого-то появляются вопросы на любую из тем, то можно написать личное сообщение священнику или договорится о встрече.
В Штатах, я и моя семья, стала больше посещать церковь, чему я очень рада. Моя старшая дочь, которая не любила ходить в церковь дома, с удовольствием приезжает на воскресные проповеди. После, по дороге домой, задает интересные вопросы, из чего я делаю вывод, что она слушала то, что говорил священник...
А как на ваш взгляд, нарушает ли американская Православная церковь какие то божественные законы и может ли это помешать общению с Богом? Может такие изменения и порядки недопустимы и они вредят вере?
О нашей поездке в центр Русского Православия в США читайте здесь.