Найти тему
Военный музей

Музейная подводная лодка Д-2 "Народоволец"

Мемориальный комплекс «ПЛ Д-2 "Народоволец"» - это официальное название подводной лодки-музея, установленной в 1994 г. на вечную стоянку на Васильевском острове в С.-Петербурге. В принципе, "Народоволец" (или то, что от него осталось, об этом см. далее) - настоящий ветеран и одна из первых ПЛ советской постройки.

Так  выглядела ПЛ Д-2 "Народоволец" 31 июля 1933 г., после перехода на  Север. Видно, что орудие сначала было установлено в ограждении рубки.  Источник фото: www.town.ural.ru
Так выглядела ПЛ Д-2 "Народоволец" 31 июля 1933 г., после перехода на Север. Видно, что орудие сначала было установлено в ограждении рубки. Источник фото: www.town.ural.ru

Интересные факты из жизни этой ПЛ и людей, с ней так или иначе связанных:
Официальная закладка ПЛ Д-2 (типа "Декабрист", I серии) состоялась на Балтийском заводе 5 марта 1927 г. На тот момент существовал лишь неполный комплект чертежей (т.н. "закладочный" - эскиз общего расположения, теоретический чертеж и чертежи средней части корпуса ПЛ без переборок, цистерн, надстроек и оконечностей), который был представлен в феврале. А сам проект был разработан менее чем за год - в 1926 г. на Балтийском судостроительном заводе для проектирования ПЛ было создано новое техническое бюро №4, которое возглавил Б. М. Малинин (работавший в своё время под началом И. Г. Бубнова - одного из первых проектировщиков и строителей ПЛ в России). В новом Техбюро №4 было всего 3 инженера, имевших опыт конструирования (но не постройки!) ПЛ, а также 4 чертёжника-конструктора.

Д-2 была спущена на воду 19 мая 1929 г. и вступила в строй осенью 1931 г. - с крупными недостатками (как и другие ПЛ этой серии). По традиции того счастливого времени, Б. М. Малинин внезапно оказался шпионом, контрреволюционером и, кроме того, организатором всех этих преступлений (ст. 58, пп. 6, 7 и 11). Он был сначала приговорён к ВМН, через некоторое время приговор был заменён на 10 лет лагерей. Сейчас в интернетах (и не только) можно встретить мнение, что так оно всё и было, что враги были везде - ну что ж, идиотам выход в интернет пока не запещён, будем мириться с этим фактом :) В результате Малинин был отправлен в "шарашку" при ГПУ ("Особое техническое бюро экономического управления при полномочном представительстве Объединённого государственного политического управления в Ленинградском военном округе") на том же Балтийском заводе. Там уже трудились и другие члены проектного коллектива, тоже заядлые шпионы, вредители и контрреволюционеры. В том же году постановлением ОГПУ срок был засчитан условно и Б. М. Малинин был освобождён из-под стражи, полный веры в справедливость молодой социалистической родины. Разумеется, никого не удивило, когда бывший шпион и вредитель Малинин получил в 1943 г. Сталинскую премию. От многих радостей сердце его износилось, и уже с 1940 г. он полностью перешёл на преподавательскую работу, а 27 сентября 1949 г., после своего пятого инфаркта, он скончался.

Но вернёмся к музею. ПЛ стоит на берегу, к ней  пристроено небольшое вспомогательное здание, где так же размещена часть  экспозиции и вспомогательные помещения типа гардероб и туалеты
Но вернёмся к музею. ПЛ стоит на берегу, к ней пристроено небольшое вспомогательное здание, где так же размещена часть экспозиции и вспомогательные помещения типа гардероб и туалеты

Когда до входа в музей оставалось каких-то 100 м, пошёл ливень, от которого меня не спасли ни зонтик, ни куртка. В итоге, преодолев эти метры, я зашёл в музей промокшим до нитки. Персонал оказался приветлив, зонтик поставили, а куртку - повесили на просушку. Техника (в составе телефона и часов) не пострадала. Наружние фотографии в итоге были сделаны уже после осмотра отсеков ПЛ, когда дождь уже прекратился.

Так выглядит окружение музея при довольно хмурой погоде. Самый конец апреля - трава уже зеленеет, но листьев ещё нет
Так выглядит окружение музея при довольно хмурой погоде. Самый конец апреля - трава уже зеленеет, но листьев ещё нет

ПЛ типа "Декабрист" имели двойной корпус, клёпаной конструкции. Подлодки считались прочными, поскольку для их постройки была выделена сталь повышенного качества, изготовленная ещё до революции и предназначавшаяся для постройки линейных крейсеров типа "Измаил" и легких крейсеров типа "Светлана". Неплохую сталь делали при "прогнившем" царском режиме, однако! Впрочем, прочность оказалась подтверждена и практически - когда при дифферентовке (в 1938 г.) Д-2 нырнула ниже своей предельной глубины погружения - и обошлась при этом без каких-либо повреждений.

Часть элементов "лёгкого" корпуса держится на заклёпках, а часть - сварена
Часть элементов "лёгкого" корпуса держится на заклёпках, а часть - сварена

Сварные швы - это следы от восстановления ПЛ. "Восстановительный ремонт" начался в 1987 г. на Кронштадтском морзаводе, затем, в плавдоке, ПЛ была переведена на Балтийский завод. В 1989 г. основные работы по ремонту и восстановлению были закончены, и ПЛ была установлена там, где она и находится по сей день. Примечательно, что ПЛ была открыта для посещения лишь 2-го сентября 1994 г. - сказались "лихие 90-е". Кстати, на торжественном открытии подлодки-музея, среди прочих, присутствовал некто Путин В.В. - один из главных персонажей "лихих 90-х" в бандитском Петербурге, если кто не знал или запамятовал. Одновременно - правая рука "очень демократического" мэра А. Собчака:

На торжественном  открытии подлодки-музея, среди прочих, присутствовал Путин В.В.
Источник фото: commons.wikimedia.org
На торжественном открытии подлодки-музея, среди прочих, присутствовал Путин В.В. Источник фото: commons.wikimedia.org
В пристройке, сбоку от кассы и гардероба можно увидеть первые экспонаты музея
В пристройке, сбоку от кассы и гардероба можно увидеть первые экспонаты музея
Д-2 показывает, что у неё внутри
Д-2 показывает, что у неё внутри
Свинцово-кислотный  аккумулятор марки 46-СУ. Напряжение 2 В, вес 650 кг. Ёмкость 1100  Ампер-часов. Для получения необходимого для электромотора напряжения их  соединяли в группы по 112 аккумуляторов
Свинцово-кислотный аккумулятор марки 46-СУ. Напряжение 2 В, вес 650 кг. Ёмкость 1100 Ампер-часов. Для получения необходимого для электромотора напряжения их соединяли в группы по 112 аккумуляторов
Обход ПЛ начинается с седьмого (кормового) отсека, в глаза сразу бросаются 2 кормовых торпедных аппарата (№7 и №8)
Обход ПЛ начинается с седьмого (кормового) отсека, в глаза сразу бросаются 2 кормовых торпедных аппарата (№7 и №8)

Любопытно, что 533 мм торпеда, которая должна была применяться на "Декабристах", к моменту постройки ПЛ Д-2 ещё не существовала - появилась она позже, а поначалу торпедные аппараты были оборудованы своего рода "переходниками" для старых 450 мм торпед.

Вид "в нос", виден люк в шестой отсек, внизу под настилом: один из двух электромоторов
Вид "в нос", виден люк в шестой отсек, внизу под настилом: один из двух электромоторов
Ещё  один вид седьмого отсека - он был электромоторный, жилой и торпедный.  Так же там размещалась главная щитовая станция и аварийный буй
Ещё один вид седьмого отсека - он был электромоторный, жилой и торпедный. Так же там размещалась главная щитовая станция и аварийный буй

При проектировании серии "Декабристов" значительное внимание было уделено безопасности экипажа. Так, был создан комплекс средств спасения для личного состава, ставший последствии стандартным: аварийные буи с телефонами для связи с поверхностью (в первом и последнем отсеках), тубусы для создания воздушной подушки при затоплении отсека, индивидуальные спасательные аппараты (ИСА), специальные наружние крепления для подъёма затонувшей ПЛ, наружние клапаны для продувания балластных цистерн и клапаны для подачи воздуха в отсеки с надводного корабля.

Шестой отсек - машинный, с двумя дизельными установками
Шестой отсек - машинный, с двумя дизельными установками

Отечественных дизелей такого класса тогда ещё не производилось, поэтому на первые две ПЛ этой серии установили немецкие, производства фирмы "МАН", проданные в качестве тепловозных, мощностью в 1100 л.с. Потом их скопировали и производили на Коломенском заводе им. Куйбышева под названием 42Б6.

Вид на машинный (шестой) отсек со стороны пятого
Вид на машинный (шестой) отсек со стороны пятого
Пятый отсек был жилым, так же в нём были размещены вспомогательные механизмы и часть аккумуляторов
Пятый отсек был жилым, так же в нём были размещены вспомогательные механизмы и часть аккумуляторов
Четвёртый  отсек  - центральный пост, сосредоточение приборов управления кораблём и  т.н. отсек-убежище. В трюме отсека был расположен погреб арт.  боезапаса
Четвёртый отсек  - центральный пост, сосредоточение приборов управления кораблём и т.н. отсек-убежище. В трюме отсека был расположен погреб арт. боезапаса
В ЦП так же находился "зенитный" перископ
В ЦП так же находился "зенитный" перископ
Над отсеком — боевая рубка (очень тесная) с перископом атаки
Над отсеком — боевая рубка (очень тесная) с перископом атаки
Внутри рубки
Внутри рубки
Третий отсек - аккумуляторный, присутствует кают-компания, каюты командира и комиссара.
Капитан (похожий, скорее, на штурмана) в раздумьях
Третий отсек - аккумуляторный, присутствует кают-компания, каюты командира и комиссара. Капитан (похожий, скорее, на штурмана) в раздумьях
Кают-компания
Кают-компания
-21
Под  палубой, где раньше были аккумуляторы, теперь дополнительно размещены и  информационные стенды (надо спуститься вниз по трапу)
Под палубой, где раньше были аккумуляторы, теперь дополнительно размещены и информационные стенды (надо спуститься вниз по трапу)
Информационные стенды в бывших аккумкляторных ямах
Информационные стенды в бывших аккумкляторных ямах
Второй отсек : опять аккумуляторы, радиорубка, камбуз и гальюн
Второй отсек : опять аккумуляторы, радиорубка, камбуз и гальюн
Самое важное помещение на ПЛ
Самое важное помещение на ПЛ
Первый  отсек (носовой) - самый большой отсек в ПЛ. Что логично - в нём  расположены шесть носовых торпедных аппаратов вместе с боезапасом - ещё  шесть запасных торпед
Первый отсек (носовой) - самый большой отсек в ПЛ. Что логично - в нём расположены шесть носовых торпедных аппаратов вместе с боезапасом - ещё шесть запасных торпед
На крышке торпедного аппарата №6 хорошо читается его производитель
На крышке торпедного аппарата №6 хорошо читается его производитель

Ещё в первом отсеке находилось торпедопогрузочное устройство, носовой аварийный буй. В трюме теперь расположена оставшаяся часть инфостендов.

Современное оборудование музея  - радиатор...
Современное оборудование музея  - радиатор...
...и котёл (справа)
...и котёл (справа)

Немного истории: начало войны Д-2 встретила в Ленинграде, где с 1939 г. стояла на ремонте. Было принято решение включить ПЛ в состав Балтийского флота. Первый боевой поход состоялся осенью 1942 г. и стал самым успешным для ПЛ. Всего за войну Д-2 под командованием Р. В. Линденберга совершила четыре боевых похода, потопив 14 октября 1942 года транспорт "Якобус Фрицен" и, возможно, 26 октября 1944 года транспорт "Нина", а также повредив 19 октября 1942 года железнодорожный паром "Дойчланд". В общем, результат значительно "выше среднего" для советского ВМФ. Одно преодоление минных полей в Финском заливе - для выхода на позиции - чего стоит...

После войны ПЛ продолжила службу на Балтийском флоте, в 1949 была переименована в "Б-2", а с 1956 г. использовалась в качестве учебно-тренировочной станции "УТС-6" для практической подготовки экипажей ПЛ. При этом, значительная часть внутреннего оборудования была демонтирована, а второй отсек был переделан в бассейн для водолазов.

Внешний вид ПЛ так же изменился, т.к. боевая рубка была переделана для  имитации "столба воды", который надо преодолеть при выходе из затонувшей  ПЛ.  Источник фото: commons.wikimedia.org
Внешний вид ПЛ так же изменился, т.к. боевая рубка была переделана для имитации "столба воды", который надо преодолеть при выходе из затонувшей ПЛ. Источник фото: commons.wikimedia.org

Разрешение о создания музея на ПЛ Д-2 подписал тогдашний генсек М.С. Горбачёв - 18 августа 1986 г. Характерно, что главком ВМФ С.Г. Горшков в 1977 г. в просьбе о создании музея ветеранам флота отказал.

В завершение, немного полезной информации о музее:

Официальное название:
Мемориальный комплекс «Подводная лодка Д-2 "Народоволец"» (Филиал ФГБУ «ЦВММ» Минобороны России)

Адрес:
199106, Санкт-Петербург, Васильевский остров, ул. Шкиперский проток, 10.

Как добраться:
Ст. м. "Приморская", авт. №№ 7, 42, 128, 151; тролл. №№ 10, 12, трамв. №№ 11, 40, 63.
От метро идти пешком около 30 мин, поэтому лучше проехать несколько остановок на наземном транспорте, который ходит по Наличной ул.

Контакты:
Телефон:  +7 (812) 356-52-66
E-mail: info@navalmuseum.ru

Расписание работы:
Ежедневно с 11:00 до 18:00 (касса - до 17:00), выходные дни: понедельник и вторник.

Сколько стоит: взрослый билет: 200 руб. Школьникам, студентам и прочим пенсионерам: 100 руб. Иностранцам билеты обойдутся дороже на 100 - 150 руб. За право фотосъёмки надо заплатить ещё 150 руб., но на смартфоны и планшетники разрешают снимать бесплатно.

Дополнительная информация:
Официальный сайт ПЛ Д-2 "Народоволец".

Здесь можно посмотреть мой рассказ о другой музейной ПЛ в Санкт-Петербурге - послевоенной и самой массовой в историидизельной ПЛ С-189:

-31

Спасибо за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, если Вам понравилось.

Ещё больше историй и музеев в блоге "Военный музей" на Яндекс.Дзен

Я всегда рад новым друзьям и читателям! Добавляйтесь, читайте и комментируйте меня также в LiveJournal - Instagram - Facebook - ВК - twitter