Не знаю как сейчас обстоят дела с ориентированием на местности, но в бытность мою старшиной мотострелковых войск запомнилось мне наставление:
Лучший способ ориентирования - опрос местных жителей. Приложил массу усилий для соблюдения этого наставления и пригласил на чай одного капитана речного буксира, хорошего знакомого нашего Максимыча.
Беседа с Владимиром Анатольевичем, который много лет водил грузовые составы по всей Оби, оказалась очень познавательной. Человек обладает просто энциклопедическими знаниями всего, что касается реки Обь, населенных пунктов, грибных, рыбацких, охотничьих мест. До Ханты-Мансийска каких-либо неожиданностей на реке, по его словам, нет. А вот выше поселка Перегребное он советует идти по правому рукаву до протоки Нюрик, по ней перейти на Малую Обь и далее до Салехарда. И даже начертил схемку.
Также он рекомендует придерживаться судового хода по возможности ближе к его правому краю. Судоходство не сильно интенсивное и особых помех ему наше маломерное судно не создаст. Дополнительно дал бесценные рекомендации по налаживаю контактов как с местным населением, так и с капитанами грузовых судов. Выразил сожаление, что наша посудина бензиновая, с дизелем было бы проще. Обещал дать напрокат речную рацию и подсказал нужные частоты.
Продолжаем пока что теоретические изыскания по определению наиболее экономичного, с точки зрения потребления топлива, передвижения. Собственный опыт судовождения, а также изучение накопленного человечеством опыта, подсказывает нам следующие параметры:
1. Идти надо в водоизмещающем режиме.
2. Корпус лодки следует доработать с тем, чтобы он не тащил за собой воду.
3. Двигатель должен работать 1 200-1 700 оборотов в минуту и потреблять максимум 2 литра бензина в час, то есть примерно 500 литров до самого Салехарда.
4. Диаметр и шаг винта должны обеспечивать экономичный режим работы ДВС и придавать судну скорость 6-8 узлов в час.
На наш взгляд, этим условиям может удовлетворять грузовой винт от мотора "Ветерок", размерами 210*160, который также, как и Амур имеет левое вращение.
Возможности данного винта будут проверены в условиях реальной эксплуатации и при положительных результатах прикупим еще пару запасных, благо цена копеечная. Кроме этого винта, позволяющего идти в режиме водоизмещения, мы не хотим отказываться от глиссирующего режима, особенно в тех местах, где заправка топливом не будет представлять проблемы. Для реализации глиссирующего режима предполагаем использовать грузовые винты размерами 280*300.
Два таких винта у нас есть в наличии и надеемся, что этого будет достаточно.