Найти тему
Забытое из СССР

Как было в Советском Союзе

Продолжаем вспоминать уникальные здания и сооружения, возведенные в СССР времен развитого социализма.

Одним из интереснейших архитектурных проектов является здание Гродненского областного драматического театра, расположенного в г. Гродно по ул. Мостовая, 35.

Здание было построено в 1984 году из кирпича и сборного железобетона. Проект разработан московской научно-исследовательской организацией в области театральной архитектуры при Министерстве культуры СССР – государственным институтом по проектированию театрально-зрелищных предприятий «Гипротеатр». Автор проекта – архитектор Геннадий Мачульский.

Здание театра сооружено с учетом самых современных требований и норм. Большой зрительный зал с амфитетаром и балконом рассчитан на 700 мест, кроме того, имеется административный корпус с малым зрительным залом на 216 мест на первом этаже. В цокольном этаже расположены репетиционный зал, актерские комнаты, аппаратная и склад декораций.

Экстерьер здания оригинален и необычен. Центральный вход украшает трехфигурная скульптурная группа «Пегас», скульптора Леонида Зильбера. Фойе большого и малого залов декорированы скульптурно-живописными композициями и настенными росписями, выполненными художниками Ириной Лавровой, Игорем Пчельниковым и Владимиром Неклюдовым.

-2

Скоростные суда СССР.

Ракета.

«Ракета» является первенцем советского речного флота на подводных крыльях. Выпуск этих уникальных судов начался в 1957 году и продолжался до середины 1970-х годов. Всего было построено около четырехсот теплоходов.

Выпускались «Ракеты» на Феодосийском судостроительном заводе «Море», а высокооборотные дизельные двигатели для них поставлялись Лениградским заводом Звезда.

«Ракеты» были очень популярны в СССР и за его пределами. С появлением этих скоростных теплоходов человечество получило возможность быстро добираться по воде до труднодоступных населенных пунктов. «Ракета» брала на борт до 66 человек и развивала скорость до 70 км/ч. Поездка на «Ракете» в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых видов семейного отдыха на реке.

-3

Политики страны "застоя".

Наверное излишне говорить о том, что в правительстве, возглавляемом Леонидом Ильичом Брежневым, было немало профессионалов своего дела и поистине выдающихся и талантливых людей. Одним из таких политиков был министр иностранных дел СССР Андрей Андреевич Громыко.

Сложно сказать, найдутся ли сегодня в мире дипломаты уровня Громыко. Западные коллеги сравнивали его с бормашиной, что подтверждало насколько жёсток, непреклонен и дотошен был этот человек на переговорах. А сослуживцы вспоминали, что феноменальная память позволяла Громыко загонять в угол любых собеседников - спокойно, вежливо и сухо. Почти без эмоций. Говорят, что он вообще не повышал голос. Не даром Громыко во времена «холодной войны» американцы назвали Мистер Нет. Хотя Громыко на это отвечал: "Мои «нет» они слышали гораздо реже, чем я их «ноу»".

С Брежневым он был на «ты» и имел вес побольше главы правительства. Несмотря на то, что Громыко идеально в совершенстве знал английский язык, на переговорах он пользовался услугами переводчика. А объяснялось это тем, что пока идет перевод, он выигрывал время и успевал обдумать ответ.

Громыко очень много работал. Начинал в 9 утра, а в 21-22 часа он уезжал из МИДа с папкой бумаг и читал их дома до часу-двух ночи. Его основными увлечениями были чтение, пешие прогулки и охота. В еде Андрей Громыко был неприхотлив, в одежде скромен и очень не любил когда кто-то из родственников просил о помощи в выезде за границу или в трудоустройстве в МИД. Он говорил: "МИД не резиновый, в нем можно работать только по деловым качествам".

Непосредственное отношение Андрей Громыко имеет и к перестройке. В 1985-ом именно он на пленуме ЦК выдвинул на должность генерального секретаря Горбачева. А потом очень жалел и говорил, что не по Сеньке шапка. И конечно же, если бы ортодоксальный коммунист Громыко знал, что правление Горбачева приведет к распаду СССР, то наверняка никогда бы не сделал такого предложения.

И в заключение, несколько крылатых изречений великого политика:

- Что такое обмен мнениями? Это когда приходят со своим мнением, а уходят с моим.

- Лучше десять лет переговоров, чем один день войны.

- Не знаешь что делать – ничего не делай.

- Если бы я рассказал все, что знаю – мир бы перевернулся.

-4

Водитель Брежнев.

Автомобили были слабостью Леонида Ильича. Первые водительские навыки он получил еще в годы войны, а затем, даже будучи главой государства, при первом удобном случае садился на водительское место. Водителем Брежнев был умелым и резвым и любил полихачить не только по охраняемым подмосковным дорогам, но и по московским проспектам. Нередко своей рискованной ездой Леонид Ильич шокировал иностранных политиков.

Президент США Ричард Никсон вспоминал: «Я сделал ему официальный подарок на память о визите в Америку — темно-голубой "Линкольн-Континенталь" индивидуальной сборки и он настоял на том, чтобы немедленно его опробовать. Брежнев сел за руль и с энтузиазмом подтолкнул меня на пассажирское сиденье. Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Брежнев привык беспрепятственно продвигаться по центральным улицам Москвы, и я мог только воображать, что случится, если джип секретной службы или морских пехотинцев внезапно появится из-за угла на этой дороге с односторонним движением. В одном месте был очень крутой спуск с ярким знаком и надписью: "Медленно, опасный поворот". Даже когда я ехал здесь на спортивном автомобиле, я нажимал на тормоз, чтобы не съехать с дороги вниз. Брежнев ехал со скоростью более 50 миль (80 км) в час, когда мы приблизились к спуску. Я подался вперед и сказал: "Медленный спуск, медленный спуск", но он не обратил на это внимания. Мы достигли конца спуска, пронзительно завизжали покрышки, когда он резко нажал на тормоза и повернул. После нашей поездки Брежнев сказал мне: "Это очень хороший автомобиль. Он отлично идет по дороге". "Вы великолепный водитель, — ответил я. — Я никогда не смог бы повернуть здесь на такой скорости, с которой вы ехали"».

Не менее эмоциональные воспоминания о поездке с Леонидом Ильичом остались и у другого американского политика – государственного секретаря США Генри Киссинджера во время его визита в Москву. Когда официальная часть, проходившая в Завидове, подошла к концу, Брежнев подвел его к подаренному год назад "Кадиллаку". Они сели в машину, взревел мотор, и широкий автомобиль понесся по узким подмосковным дорогам. Киссинджер, вцепившись в приборный щиток, молился, чтобы им встретился дорожный пост и остановил лихача. А когда они остановились на берегу Москвы-реки, Киссинджер испугался, что Брежнев сам поведет и катер на подводных крыльях. К его счастью, за штурвал сел другой человек, правда, показавший тоже хорошую скорость.

Получал Брежнев автомобили в подарок и от немецких политиков. Однажды, прибыв в ФРГ с официальным визитом, глава Советского государства получил от канцлера Вилли Брандта в подарок "Мерседес-Бенц 450 SL". Выслушав объяснения специалистов, он сел в кабину, подстроил под себя сиденье и, закрыв дверцу, повернул ключ зажигания. Двигатель заработал, а Леонид Ильич нажал на газ и был таков. Стоит ли говорить, что этот поступок не вписывался в рамки протокола, а потому стал полной неожиданностью не только для немцев, но, пожалуй, и для наших сопровождающих лиц и охраны. По пятам выслали полицейские машины, две из которых перекрыли дорогу на повороте неподалеку, полагая, что, столкнувшись с таким препятствием, генсек остановится. Но тот не остановился, а попытался их объехать и, зацепившись за бордюр, немного повредил автомобиль. Вернувшись, Брежнев вышел из автомобиля и, похвалив машину, сказал, что цвет ему не очень нравится – голубовато-стальной был бы предпочтительнее. Пришлось немцам готовить автомобиль указанного цвета.

Вообще, письменных свидетельств водительских подвигов Леонида Ильича осталось довольно много. Так, например, по воспоминаниям начальника кремлевской охраны Михаила Докучаева, Брежнев нередко садился за руль машины и вел ее от Завидова до Москвы со скоростью 160–180 км/ч! Кстати, о водительском мастерстве генсека красноречиво говорит и случай, произошедший с ним в середине 70-х годов. Возвращаясь в Москву, Брежнев сидел за рулем "Ниссана Президент". Вдруг на ходу лопнуло правое переднее колесо. Машину сразу стало заносить. Брежнев, хоть и был уже в возрасте, буквально всем телом налег на руль и сумел удержать машину от аварии.

Однако, без происшествий с такой манерой езды все же не обходилось. Однажды в Крыму на горной дороге Леонид Ильич решил покатать двух дам-врачей и быстро оторвался от автомобиля охраны. На крутом вираже машину занесло, но в последний момент Брежнев все-таки сумел ее остановить, и автомобиль буквально завис над обрывом. Подоспевшие охранники сумели вызволить и пассажирок, и водителя. Еще более неприятная авария произошла в 1980 году, когда на "Роллс-Ройсе Силвер Шедоу" Леонид Ильич на большой скорости врезался в грузовик. Машина сильно пострадала, а Брежнев вновь остался цел и невредим. Он, похоже, вообще родился в рубашке и из аварий, которые вполне могли стать роковыми для менее везучих людей (или для менее искусных водителей), всегда выходил без повреждений.

Какой же русский не любит быстрой езды? Вот и Леониду Ильичу автомобиль давал ощущение свободы от земных забот и дел, формальностей, протокола и обязательств. Быстрая езда позволяла расслабиться, отдохнуть и снять напряжение. А может быть, и бросить вызов самому себе. И каким бы политиком ни был генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев, водителем он был лихим и первоклассным – это бесспорно!

-5

Имя диктора Юрия Николаева было знакомо, пожалуй, каждому советскому телезрителю от ребенка до пенсионера. Все мы любили такие передачи с его участием как "Утренняя почта", "Голубой огонек", "Песня года", "Спокойной ночи, малыши!", музыкальные фестивали из Юрмалы и многие другие. Однако, мало кто знает, что с именем Николаева связан и один из самых громких скандалов на советском телевидении!

Но сначала немного предыстории. 1 июня 1978 года в Аргентине начался очередной, 11-й по счету, чемпионат мира по футболу. Несмотря на то что советская сборная на этот мундиаль не попала, наше телевидение достаточно подробно освещало его ход. Так, в первый день турнира по 1-й программе ЦТ в 21:45, был показан матч между командами Польши и ФРГ, а на следующий день в это же время транслировалась игра Франция – Италия, в которой и был забит первый гол чемпионата. Но советским зрителям этот матч хорошо запомнился совсем по другой причине! Дело в том, что перед его началом на советском ТВ случилось грандиозное ЧП: молодой диктор Юрий Николаев, читавший программу передач на завтра, оказался пьян, что называется, в стельку. Спросите, как его допустили до эфира в таком виде? Дело в том, что это была пятница, глубокий вечер, и вся творческая группа находилась в расслабленном состоянии. И никто не обратил внимание на то, что Николаев прибыл на эфир в нетрезвом виде. Во всяком случае, когда он садился в дикторское кресло, этого видно не было. Но тут включили софиты, заработали камеры, и Николаева окончательно развезло. Буквально заплетающимся языком он стал бубнить в эфир какие-то нечленораздельные слова, и это зрелище было одновременно потешным и ужасным. Ужас усугублялся еще и тем, что телевизор в те минуты смотрели миллионы зрителей, ожидавших начала трансляции с чемпионата мира по футболу!

Поскольку ничего подобного за всю свою историю советское телевидение еще не переживало, скандал разразился грандиозный! Решение вопроса было вынесено на коллегию Гостелерадио СССР, и перед молодым диктором реально замаячила угроза быть выкинутым с телевидения с волчьим билетом (из кандидатов в члены КПСС его успели исключить на второй день после случившегося). Однако на сторону провинившегося внезапно встал сам глава Гостелерадио Сергей Лапин. В конце коллегии он вынес свой вердикт: "Строго наказать, но на телевидении оставить". Все аж ахнули: подобного либерализма от шефа никто не ожидал! Однако истинная подоплека этого решения вылезла наружу достаточно скоро. Как гласит легенда, это решение Лапин принял после того, как узнал, что Николаев очень нравится дочери одного из членов Политбюро. Якобы она лично звонила Лапину и просила быть к Николаеву снисходительным. Ослушаться этого совета глава Гостелерадио не решился.

-6

Skoda 9Tr

Жители крупных городов советских союзных республик прекрасно помнят эти замечательные чехословацкие троллейбусы, которые появились у нас в начале 60-х годов. Надежные, комфортабельные, быстрые и маневренные, они пришлись по душе и пассажирам, и водителям.

Skoda 9Tr изготавливались в двух вариантах: с двумя либо с тремя дверями, но в СССР эксплуатировались преимущественно двухдверные модификации. Это было связано с советской системой оплаты проезда: пассажиры входят через заднюю дверь, где находится кондуктор и выходят через переднюю. Skoda 9Tr был первым троллейбусом, который мог использоваться "сцепкой" из двух машин, что было актуально на длинных и загруженных маршрутах. А еще эти троллейбусы отлично зарекомендовали себя в условиях трудного рельефа, в частности, на самом длинной в мире горной троллейбусной трассе «Симферополь-Ялта», где эксплуатируются по сей день!

К сожалению, троллейбус Skoda 9Tr было не встретить в городах РСФСР, там использовалась отечественная техника, но об этом как нибудь в другой раз.

-7

ГАЗ-24 "Волга".

Автомобиль-легенда, несбыточная мечта отечественного автолюбителя и, по классическому выражению, товарища Новосельцева из "Служебного романа": "просто малогабаритная квартира".

"Двадцатьчетверка" выпускалась с 1970 по 1992 год на Горьковском автомобильном заводе. Большая часть «Волг» не была предназначена для продажи в личное пользование и использовалась в госаппарате. Но тем не менее, любой желающий мог спокойно прокатиться на этом автомобиле, воспользовавшись услугами такси. Ну, а те счастливчики, кто все же имел связи "наверху" и мог позволить себе приобрести "Волгу", выкладывали за нее 10-15 тысяч рублей (на черном рынке цена могла быть раза в 2 выше), при том, что зарплата 200 рублей была тогда очень неплохой.

Ну и конечно же «Волга» ГАЗ-24 в массовых количествах (порядка тысяч и десятков тысяч в год) поставлялась на экспорт в десятки стран мира, включая и промышленно развитые, где была очень популярна и мало в чем уступала своим американским и европейским конкурентам среднего и бизнес-класса.

-8