Найти в Дзене
Полезная психология

Что общего у хронических бездельников?

Оглавление

Работа - пожалуй, лучший "инструмент" самовыражения. Если, конечно, она любимая и оплачиваемая. Но отношение к труду закладывается в детстве, и у тех, кто не задерживается на одной работе дольше полугода или вовсе оставляет попытки найти свое место под солнцем, есть кое-что общее.

1. Недетские нагрузки.

Школа, бассейн, танцевальный и языковой кружки, секция боевых искусств, курсы кройки и шитья...

Впрочем, выдающийся ученый или какой бы то ни было мастер своего дела тоже не получится. Избыточная нагрузка воспитывает не дисциплину, а безволие, и вот почему.

Уставший ребенок не в состоянии понять, что из огромного перечня дел ему нравится, а что он отказался бы делать. Ему некогда определить свои стремления. В лучшем случае он становится бунтующим подростком, в худшем - роботом, который эффективно справляется с поставленными задачами, но не более. Измотанный заданиями маленький человек очень быстро учится использовать каждую свободную минутку для отдыха, и ... растягивает свои дела, зная, что им нет конца. Прокрастинация становится устойчивой привычкой.

2. "Не дорос еще..."

Родители многого добились - прекрасно, это отличный пример для подражания, если бы...

Не сравнение. Школьник не способен соперничать с успешными взрослыми в своих достижениях, и частые напоминания о том, как долго ему еще "расти" до взрослого уровня, обесценивают маленькие, но важные шаги к победам, формированию интересов, выбору любимого дела. Это снижает мотивацию едва ли не до нуля.

3. Отсутствие похвалы

Отвращение к труду начинается тогда, когда его не ценят. Сюда относятся и пятерки, и маленькие победы в местных олимпиадах, и новые навыки, и домашние дела. Собственный пример - жалобы на тяжелую, неблагодарную работу, начальника-самодура, еще больше подкрепляют ужас, который ребенок испытывает к работе, обязанностям, повседневным делам.

-2

4. Тотальный контроль

Бессмыслленный и беспощадный, неуемный контроль формирует апатию и безынициативность. Вдохновенно работать над чем-либо с "надзирателем" за спиной не получится ни у кого - ведь будет подмечен каждый промах, а результатами наблюдатели довольны не останутся. Напряжение, испуг, тревога - все это приводит к тому, что ребенок обесценивает свои интересы и стремится делать то, что проще - что не спровоцирует много ошибок. Но к новому тянуться вряд ли станет - ведь кто не ошибается в начале пути?

Тотальный контроль опасен и ослаблением самоконтроля. Зачем организовывать свое время, сверяться с правилами, пробовать дать результатам своего труда оценку, если это делают за меня?

Контроль разрушает самооценку и уверенность в своих силах. Это - негласный посыл "я не доверяю тебе, ты не способен справиться с этим сам".

Нередко родители руководствуются только благими намерениями, но даже они приводят к негативным последствиям - важно отслеживать свои "порывы" и корректировать свое поведение и отношение к воспитанию. Только так получится вырастить человека, который будет отчетливо понимать, что ему нравится и хочется делать.