Найти тему

«Когда будут у вас свои дети - поймёте...»

Был на третьем году моей работы (тогда ещё в начальной школе) и такой случай.

Итак, у меня второй класс, и уже далеко не начало года. Два родительских собрания было точно. Одна очень интеллигентного вида мама ещё с утра предупредила, что ей надо со мной «серьёзно поговорить». Сын её вполне благополучный крепкий «середнячок». Себе на уме ,,,: лаконичный в ответах, закрытый, от ребят несколько особняком – как будто сам границы очертил. Интересно, что за проблема?..

После уроков родительница садится за первую парту прямо передо мной и заводит разговор. Издалека и таким тоном, что уже настораживает. О том, в каком вузе училась и где работает, что у неё высшее экономическое образование и красный диплом (намекала на моё тогда ещё только педучилище, похоже), да и в школе отличница была, и папа у них «вроде как не дурак». Слушаю, киваю головой, уже понимая, куда клонит мама: НЕ МОЖЕТ у таких родителей сын учиться «средненько», а значит, дело… во мне. Так и есть: пришли к тому, что суть обвинений - неявных, опосредованных – была такова: «я не люблю её Женю». Опешила. «Почему вы так решили?» - спрашиваю. «Ну как же! Как собрание, только и слышно про Машу-Васю-Петю, а про моего сына ничего не говорите! А вот он дома – то, а вот оно дома – это»…

Хорошо, конечно, что дома мальчик мастерит и много читает, но всегда удивляло, как поведение и успехи ребёнка дома или в детском саду родители накладывают как кальку на школьную жизнь… У них всё должно совпасть! И видят проблему не в особенностях характера и воспитания, а во внешних «сторонних» причинах – класс не тот, дети не принимают, учительница не разглядела, да и вообще «не любит»… Что значит «не любит»? А я и не обязана любить. Этого конкретно ребенка и каждого в классе. Знаете, что я точно про себя знаю? Уважаю каждого ученика, отдавая должное успехам; и не спускаю никому, когда начинают филонить. Былые заслуги – не повод не сделать что-то сегодня. У меня нет любимчиков. Терплю долго. Могу простить и прощаю. Жду работы-задания, стихи наизусть и тому подобное – двойки зачастую сразу не ставлю, возможность исправить «не те оценки» есть всегда. Правда, себе дороже выходит – нагрузки-то больше. И не всегда дети это ценят – тянут до последнего. Срываться на крик – себя не уважать. Раздражение? Да, бывает, но хватает ума не выказывать его явно и не унижать ученика. Отдельные редкие случаи бывали – в плане раздражительности. И это был повод для анализа.

Так должна я или не должна - про каждого на собрании? Конечно, нет: не всё возможно озвучить во всеуслышание. Кому надо - подойдут, кто тебе нужен – попросишь остаться. Да, возможно, кого-то похвалишь при всех. Зачитаешь «чУдное сочинение», прокомментируешь удачное решение… Какие-то фамилии всё равно прозвучат. И вот получается, что для кого-то из пап-мам это весьма болезненно: «о моём ничего не сказали» – и самолюбие страдает сильно.

Смогла ли я переубедить ту маму – так и не поняла. Но последний аргумент у неё был «самый убийственный», пусть прозвучавший в контексте и вполне вежливо: «Когда будут у вас свои дети - поймёте». Ну да, она мать, и это, оказывается, даёт ей право ЗНАТЬ про всех и про многое, что мне априори, как пока бездетной, якобы неведомо и непостижимо - «ты не мама» и не знаешь, КАК к ним, детям, подступиться. Это даёт ей право сомневаться в моём умении учить детей, в моей компетентности. Потому как она, помимо всего прочего, ещё и «русский язык на пять знала и сочинения грамотно писала». И ей кажется, что этого достаточно, дабы указывать и надстраиваться надо мной, молодой и «неопытной» (подумаешь, дважды два и читать-писать научить, ума большого не надо, вот она-то экономистом работает – так и читалась на её лице снисходительность).

Только ведь мало знать – уметь преподнести надо. Научить. На то методику преподавания, возрастную психологию и иже с ними нам в ссузах-вузах по 4-5 лет преподают, на педагогическую практику отправляют. Да и в учителя что-то далеко не каждый идёт – терпения-то хватит? С двадцатью пятью-тридцатью детьми и более и с многозадачностью учителя-многостаночника? Или нас неудачниками считают по-прежнему? И что «ума нет – иди в пед» - это мерило нашей компетентности?

О случайных людях в школе я ещё напишу. Они, увы, бывают. Но ко всем с одной предвзятой меркой и своим уставом? Как-то слишком для мамы с высшим образованием…

Это, увы, не единичный случай. Потому как не раз слышала подобные истории от коллег, да и в моей практике похожее - с вариациями - встречалось. Хотя адекватных родителей, конечно же, большинство. И о них ещё напишем в дальнейшем…

P.S. И что это я со своим высшим с отличием и уже «огрооомным жизненным опытом» электрика того же не учу, как «лучше и быстрее»? Ааа, там специфика! А мы тут, в школе, да ещё в начальной, просто плюшками балуемся…