Найти в Дзене

Подводная лодка Курск: Хронология трагедии

Оглавление

12 августа 2000 г. произошла трагедия, потрясшая мировую общественность – российская подводная лодка "Курск" внезапно затонула со всем экипажем в Баренцевом море. Погибло 118 человек.

Фото kramola.info
Фото kramola.info

Обнаруженная на дне

12 августа 2000 г. в Баренцевом море проводились учения Северного флота. Все началось с факта, что атомная субмарина «Курск» в предписанное время не вышла на связь. А в 23:44 был зарегистрирован взрыв. На место происшествия прибыла группа кораблей, обнаруживших в 4.51 подводный крейсер, находящийся на дне на глубине 108 м.

14 августа в 11.00 командованием российского ВМФ было сделано официальное сообщение о том, что крейсер «Курск» лежит на дне и что с ним поддерживается радиосвязь (Как позже выяснилось, связь велась через перестукивание). Заверялось, что экипажу ничего не угрожает и со спасательным глубоководным колоколом на борт подается топливо, кислород и продув систем подлодки.

Фото russian7.ru
Фото russian7.ru

Но результат осмотра представил иную картину: лодка была воткнута в дно моря под углом 40˚, что привело к полной деформации носовой части, а спасательная камера для всплытия была сильно повреждена. Главнокомандующий ВМФ Куроедов сообщил о маловероятной возможности спасти экипаж.

Операция по спасению

На следующий день Главный штаб ВМФ заявил о начале проведения спасательной операции. К месту происшествия подошли корабли аварийно-спасательных служб, а также крейсер «Петр Великий», но пятибалльный шторм не позволил им начать эвакуацию.

Всех потрясло сообщение генерального конструктора Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» Баранова о том, что в субмарине воздуха хватит лишь на пять-шесть дней.

16 августа шторм стих и спасательное судно «Рудницкий» спустило к подлодке глубоководный аппарат проекта «Приз». После нескольких неудачных попыток пробраться внутрь, адмиралом Куроедовым было сделано заявление о принятии любой помощи от зарубежных спасателе

Фото novayagazeta.ru
Фото novayagazeta.ru

19 августа на место событий из Норвегии прибыло судно под названием "Normand Pioneer", имеющее на борту британскую спасательную мини-лодку LR5.

На следующий день норвежские водолазы осмотрели субмарину и попытались проникнуть внутрь, разблокировав вентиль аварийного люка. Но открыть сам люк они не смогли - для этого понадобилось изготовить специальный инструмент.

21 августа спасателям все-таки удалось вскрыть аварийный люк и пробраться в девятый отсек, который оказался заполненным водой. Здесь спасатели обнаружили тело одного из членов экипажа. В корпус подлодки ввели видеокамеру для проверки состояния других отсеков.

Тогда вице-адмиралом Моцаком было сделано официальное заявление о гибели команды подводной лодки "Курск".

23 августа был объявлен всероссийским днем траура, и Президент лично выразил соболезнование родным и близким погибших. Днями позже был подписан указ о посмертном награждении экипажа подлодки «Курск» высокими государственными наградами.

Неожиданное известие

22 августа в СМИ публикуется информация о нахождении в норвежском порту американской субмарины "Мемфис". Было указано, что 18 числа подлодка зашла в город Берген пополнить запасы. США подтвердили, что во время аварии АПЛ «Курск» там находились 2 американские подводные лодки, но полностью отвергли их причастность к катастрофе.

Поднятие «Курска»

19 сентября Президент Путин отдал распоряжение поднять затонувший крейсер и останки экипажа. 25 октября начали операцию по поднятию останков погибших подводников. Оказалось, что после взрыва некоторые члены экипажа были еще живы. В предсмертной записке, найденной в кармане у погибшего командира 9 отсека Колесникова, говорилось о 23 моряках, находящихся в девятом отсеке и отчаянно пытавшихся выбраться из лодки через аварийный люк. Но из-за воды в отсеке им это не удалось. В период с осени 2000 до зимы 2001 года было извлечено 115 тел погибших членов экипажа.

Фото novayagazeta.ru
Фото novayagazeta.ru

7 октября 2001 г. началась заключительная операция по поднятию "Курска" со дна.

27 октября Генеральный прокурор Российской Федерации объявил о заключении осмотра субмарины, которое указывало на распространение по всей лодке огня, достигавшего в эпицентре температуры 8000˚С.

26 июля 2002 г. Генеральным прокурором России было заявлено, что гибель АПЛ "Курск" была обусловлена взрывом в месте размещения учебной торпеды, повлекшим за собой последующие взрывы боевых торпед, располагавшихся в первом отсеке подлодки.

Гибель 118 моряков-подводников стала самой большой катастрофой в хрониках подводного флота.