Почти два миллиона рублей внёс в строительство православного храма пенсионер, бывший директор сельской школы
Бугульчан — красивое село на левобережье Белой под грядой Уральских гор в Куюргазинском районе. Основатели его — башкиры Тамьянской волости — отразили в названии географическую особенность местности: река здесь изгибается (по-башкирски — бугуля). Год появления Бугульчана, как пишут краеведы, 1764-й. Богатая история. Были пристань для разгрузки соли, по ветряной и водной мельнице. В период Крестьянской войны вся округа была полита кровью как повстанцев, так и государевых солдат. Здесь, известно, провел вброд свои отряды Салават Юлаев в сторону Воскресенского завода. Восставших крестьян подавлял, стоя на переправе, генерал-майор Голицын. Впоследствии Бугульчан постепенно заселялся русскими, крещеными и некрещеными татарами, новокрещеными чувашами.
Знание истории помогает лучше разбираться в бытовом укладе населения, понимать местные традиции и, что очень важно, быстрее проникаться уважением к людям, их запросам, объяснять необычные, на первый взгляд, поступки. К одному из них вот уже несколько лет приковано внимание не только бугульчан, но и всей округи. В селе на средства двух людей — Сергея Петровича Бухтияра и Николая Николаевича Сергеева — строится новый православный храм. Точнее, он уже построен, но еще не освящен. Хотя службы проходят регулярно. Обряд освящения планируется провести нынче летом. Осталось дорожку к входу с улицы проложить.
Деньги в строительство церкви, а это несколько миллионов рублей, Бухтияр и Сергеев вложили личные, трудовые. Вот такая широта души. Нет, не широта души, тут более глубокий смысл — подвижничество, редкое в наш потребительский век явление. Поэтому поступок-подвиг двух пенсионеров облагораживающе действует на более чем тысячное население. Очевидно, лечит души и выправляет сознание людей, уставших от бесконечных экономических и социальных реформ.
Сергею Петровичу Бухтияру (фамилия украинская) — 81 год, но, судя по глазам, широко открытым и веселым, в нем продолжает жить красногалстучный пионер. Тем, кто ничего не знает о пионерах, поясняю: в советскую эпоху подростки, вступая в пионерскую организацию, давали клятву помогать нуждающимся. Уже в зрелом возрасте Сергей Петрович окончательно убедился, что унаследовал от своей бабушки Ксении дар, как принято говорить, народного целителя. Вправить вывих, поставить на место опущенный внутренний орган, остановить рост опухоли, не говоря уже об избавлении от таких вредных привычек, как тяга к алкоголю, курению, — вот краткий перечень недугов, с которыми к нему едут и стар и млад. Пришлось даже на изгороди палисадника повесить написанный от руки распорядок приема.
— У него ведь возраст вон какой, — вздыхает супруга Раиса Васильевна. — Устает. Но энергии все равно много, откуда только берет. На молитвах держится и на физзарядке. И меня заставляет. Я по сравнению с ним размазня. Мы уже 58 лет вместе. Познакомились, когда работали в школе села Таймасово. Он физруком, я учителем начальных классов. Там наши дети и родились. Затем нас перевели в школу Бугульчана, где он 27 лет работал директором. Сережа, вы же видите, очень жизнерадостный, почти не болеет. Подменял в школе преподавателей физкультуры, рисования и других, когда те уходили на больничный и в декрет.
Беседуем с Раисой Васильевной неспешно, а тем временем Сергей Петрович в специально отведенной комнате принимает очередного занедужившего посетителя.
Дом самый обыкновенный, как у большинства сельчан: из хвои, обшит изнутри вагонкой, снаружи сайдингом. На стене самой большой комнаты — черно-белые фотографии многочисленной родни. Под каждой написаны имена. Вот офицер Советской армии Петр Иванович Бухтияр — погиб в самом конце Великой Отечественной войны. Вот другой военный Василий Иванович Симонов, отец Раисы Васильевны, — погиб в начале войны. В доме царит атмосфера большого, дружного рода, почитают старших. Стены кухни и спальной комнаты до потолка в иконах. Икон много, как в храме. «Он же лечит словом, освященной водой и, конечно, руками, — рассказывает супруга. — Все силы отдает. Поэтому сам нуждается в защите. Вот иконы и помогают».
Спрос на целительский дар бывшего директора школы настолько велик, что он мог бы давно возвести помпезный коттедж себе и детям. Но Сергей Петрович ведет другую бухгалтерию: «антиалкогольные и антитабачные» гонорары записывает в тетрадь и передает на строительство и обустройство церкви. Это инвестиции в будущее внуков и правнуков бугульчан, считает целитель.
Давным-давно, в XIX веке, в Бугульчане возвели деревянный храм, он сгорел после революции 1917 года. Стоял по улице Центральной, ведущей к реке Белой. Пустующий гектар посреди леса, поросший полынью и лопухами, создавал удручающее настроение. Вернуть храм на место — это простая мысль посетила в 2007 году местного предпринимателя Николая Сергеева, который держал рядом пилораму. Лесную делянку с хорошей хвоей под закладку церкви власти отпустили без особой волокиты. «Лес валили и затем дружно рубили сруб для храма вовсе не православные, а башкиры, живут в Бурзянском районе, — рассказывает предприниматель и добавляет: — Всевышний-то один».
Сергеев 30 лет работал токарем на одном из заводов Салавата, в 1989 году стал предпринимателем — надо было как-то выживать. Пробовал открыть маленькое кафе в Иштугане, затем приобрел пилораму, которая кормила его семью до 2013 года, пока не вышло правительственное решение, называемое в народе «медведевским», обязывающее мелких предпринимателей платить по 43 тысячи рублей ежегодно в Пенсионный фонд. Тогда многие позакрывались, свернул свое дело и Сергеев. Но церковь успели заложить. Оставалась одна надежда — на народные пожертвования. Помогали многие: Антон Басов, предприниматель из Кумертау Сергей Максименко, глава Ленинского поселения Евгений Андрюшин. Шесть колоколов Бухтияр и Сергеев заказали в Москве. На самом большом, 100-килограммовом, мастера оставили их имена: раб божий Сергей и раб божий Николай. Пол в церкви тоже стелили вдвоем, хорошо получилось.
В планах — построить рядом воскресную школу на 30 — 40 детей и вынести иконную лавку из церкви чуть в сторону. Считать рубли и копейки в таком деле, как строительство храма, нельзя, считают Сергеев и Бухтияр, и продолжают жертвовать.
В бугульчанах просыпается желание сделать село краше и более ухоженным.
— Видите, улица Центральная заасфальтирована не полностью, — вступает в разговор глава поселения Евгений Андрюшин. — До Белой осталось 250 метров. Вот этот участок мы включили на сходе жильцов в республиканскую программу поддержки местных инициатив. Население обязалось внести часть денег, тогда остальное выделят из бюджета. С каждого двора решили собрать по 500 рублей, а Сергей Петрович Бухтияр обещает дать аж сто тысяч.
Когда стоишь в створе Центральной, то невольно можно узреть удивительную геометрию: широкая улица соединяет дорогу республиканского значения с берегом Белой, а колокольня храма — древнее село с небом, откуда, по признанию Бухтияра, снисходят благодать и светлые мысли.
Опубликовано: 25.04.18 (21:33)