Найти в Дзене
Роман Посторонний

Первый русский путешественник.

Может некоторые и вспомнят висевшего в школьном кабинете географии Беллинсгаузена или Пржевальского. Но это далеко не первые русские путешественники.

Первыми путешественниками с огромной натяжкой я бы назвал русов-торговцев. Тех самых, что на суденышках из выдолбленного бревна проходили "из варяг в греки" до самого Царьграда (он же Константинополь, он же нынешний Стамбул)

Как пишет академик Лихачев, этот торговый путь "был в Европе наиболее важным вплоть до XII века, когда европейская торговля между югом и севером переместилась на запад.

По этому пути русы ходили не только что бы поторговать с хитроумными греками, но и с хорошо отточенным мечом, повоевать-пограбить. Олег вот, тот самый что Вещий, даже щит там свой к воротам прибил - типо написал: здесь был Олег из Киева))

-2

Но все же, как не крути, ни торговцы, ни воины не могут считаться путешественниками в полном смысле этого слова, поскольку цели у них были совсем не путешественнические.

Еще паломники ходили к Святым местам, но с целями тоже не страноведческим и не географическими.

Наш герой тоже не имел у себя бумаги от академии наук. Был он средней руки купцом, жил во Твери, и, быть может, тоже решил ехать в чужеземье совсем не за впечатлениями, а за рублем, причем подлиннее.

Звали его Афанасий Никитин.

Как выглядел этот отважный человек мы не знаем, ведь родился он так давно, что и неизвестно когда, а умер в 1475 году, когда и фотографии никакой, конечно, не было, а портреты писались только с князей, да императоров и то крайне не часто.

Ну пусть он выглядел примерно так, суть же не во внешности:

-3

Никто бы и не знал об этом заурядном человеке, если бы не взбрела ему как-то в голову дикая мысли - поехать торгонуть, да не куда-нибудь, а в Астрахань. Хотел в Астрахань, а попал аж в Индию и во многом не по своей воле.

Надо сказать, для современного читателя, которой наверняка уже тыщу раз летал на самолетах, что в те времена, для куда более продвинутых в морском деле европейцев сплавать в индию, означало примерно тоже, что для нас слетать на Марс. Теоретически - можно, но практически... Уж очень далеко это, и кто там живет, чем живет, что ожидает путника там - никому не ведано.

Да, приходят оттуда караваны с огромными богатствами, но как христианину податься в эти басурманские края?

Возможно, что после Александра Македонского никто из крещеного мира там и не был. Вплоть до знаменитого Васко да Гама.

-4

Храбрый мореплаватель первым дошел до Индии по морю. Случилось это в 1498 года.

Но раньше него успел наш Афанасий.

В каком году его нога ступила на землю Индии точно не известно. но возвратился он в родные места уже в 1497 году, то есть как минимум на год раньше голландца. А о похождении за три моря мы знаем потому что грамотный Никитин вел в пути дневник из которого мы и черпаем все сведения об этом походе.

-5

Конечно, вояж был по началу чисто коммерческим предприятием. Однако, с точки зрения торговли, он полностью провалился.

Неприятности начались уже в низовьях Волги, где Никитина и других купцов ограбили астраханские татары. Мало того, что ограбили, так еще и домой не пустили. Пришлось неудачливым купцам отправляться дальше на чудом уцелевших суда на юг - в Дербент, где их ждали новые неприятности.

Одно из судов потерпело там крушение, а самого Никитина и других купцов и вовсе захватили в плен местные недружелюбные и жадные люди.

Дербент
Дербент

Благодаря хлопотам Хасан-бека - посла ширвашаха, Никитин был освобожден. Но и тут он не отправился восвояси. Шальная голова ногам покоя не дает, и Афанасий пускается в дальнейшие странствия.

Обратимся непосредственно к дневнику Никитина что бы узнать, какие козни ожидали его дальше:

«В Чунере хан взял у меня жеребца и, узнавши, что я не бусурманин, а русский, стал говорить: „И жеребца отдам, и тысячу золотых дам, стань только в нашу веру магометанскую; а не станешь в нашу веру, то и жеребца возьму, и тысячу золотых на голове твоей возьму“ — и сроку дал 4 дни, в госпожинки на Спасов день. Но Господь Бог смиловался на свой честный праздник, не отнял от меня, грешного, своей милости, не повелел погибнуть в Чунере с нечестивыми; накануне Спасова дни приехал Магмет Хоросанец; я к нему с челобитьем, чтоб похлопотал обо мне, и он поехал к хану и отпросил меня, чтоб в свою веру меня не обращали, и жеребца моего у хана взял. Таково Господне чудо на Спасов день! Братья русские христиане! Кто хочет идти в Индейскую землю, тот оставь веру свою на Руси, закричи: Магомет! — и ступай в Индостанскую землю»

-7

Коммерческие планы Никитина постепенно перешли на на последний план, если не исчезли совсем. И даже жеребца не смог продать он с выгодой. Зато в дневнике его мы находим значительные описания жизни на Востоке, картинки бытовые, природоведческие:

«Познакомился я со многими индусами , — говорит Никитин, — и объявил им о своей вере, что я не бусурманин, а христианин, и они не стали от меня скрывать ни об еде своей, ни о торговле, ни о молитвах и жён своих от меня не прятали; я расспросил всё об их вере... Вер в Индии всех 84 веры, и все веруют в Бута, а вера с верою не пьёт, не ест, не женится». «И тут есть Индейская страна, и люди все ходят наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякий год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. Яз куды хожу, ино за мною людей много, да дивуются белому человеку…»

Кадр из фильма "Хождение за три моря"
Кадр из фильма "Хождение за три моря"

Вдоволь находившись по Индии, Никитин отправился, наконец домой - через Персию и Трапезунд к Черному море, а там через Крым на Русь.

Трапезунд - современный Трабзон - город в Турции
Трапезунд - современный Трабзон - город в Турции

До дому ему, однако, добраться не удалось. Афанасий Никитин умер неподалеку от Смоленска в тогдашнем Великом Княжестве Литовском.

Выдающееся по тому времени путешествие. Не имея охраны, Никитин прошел через многие страны, страны иноверные и не с вполне дружественными народами и остался жив. А вы говорите " в Грузии опасно" ))))

Путь Никитина
Путь Никитина

Записки Афанасия Никитина были обнаружены уже в новое время Карамзиным, который и опубликовал их со своими комментариями в 1818 году.

Памятник Афанасию Никитину в Твери
Памятник Афанасию Никитину в Твери

Спасибо, что читаете меня на Дзене и смотрите на ютуб мой канал . Пожалуйста подписывайтесь и ставьте лайк, если вам нравятся мои статьи и видео. Это стимулирует автора на создание новых интересных публикаций.

Роман Посторонний)