Может некоторые и вспомнят висевшего в школьном кабинете географии Беллинсгаузена или Пржевальского. Но это далеко не первые русские путешественники.
Первыми путешественниками с огромной натяжкой я бы назвал русов-торговцев. Тех самых, что на суденышках из выдолбленного бревна проходили "из варяг в греки" до самого Царьграда (он же Константинополь, он же нынешний Стамбул)
Как пишет академик Лихачев, этот торговый путь "был в Европе наиболее важным вплоть до XII века, когда европейская торговля между югом и севером переместилась на запад.
По этому пути русы ходили не только что бы поторговать с хитроумными греками, но и с хорошо отточенным мечом, повоевать-пограбить. Олег вот, тот самый что Вещий, даже щит там свой к воротам прибил - типо написал: здесь был Олег из Киева))
Но все же, как не крути, ни торговцы, ни воины не могут считаться путешественниками в полном смысле этого слова, поскольку цели у них были совсем не путешественнические.
Еще паломники ходили к Святым местам, но с целями тоже не страноведческим и не географическими.
Наш герой тоже не имел у себя бумаги от академии наук. Был он средней руки купцом, жил во Твери, и, быть может, тоже решил ехать в чужеземье совсем не за впечатлениями, а за рублем, причем подлиннее.
Звали его Афанасий Никитин.
Как выглядел этот отважный человек мы не знаем, ведь родился он так давно, что и неизвестно когда, а умер в 1475 году, когда и фотографии никакой, конечно, не было, а портреты писались только с князей, да императоров и то крайне не часто.
Ну пусть он выглядел примерно так, суть же не во внешности:
Никто бы и не знал об этом заурядном человеке, если бы не взбрела ему как-то в голову дикая мысли - поехать торгонуть, да не куда-нибудь, а в Астрахань. Хотел в Астрахань, а попал аж в Индию и во многом не по своей воле.
Надо сказать, для современного читателя, которой наверняка уже тыщу раз летал на самолетах, что в те времена, для куда более продвинутых в морском деле европейцев сплавать в индию, означало примерно тоже, что для нас слетать на Марс. Теоретически - можно, но практически... Уж очень далеко это, и кто там живет, чем живет, что ожидает путника там - никому не ведано.
Да, приходят оттуда караваны с огромными богатствами, но как христианину податься в эти басурманские края?
Возможно, что после Александра Македонского никто из крещеного мира там и не был. Вплоть до знаменитого Васко да Гама.
Храбрый мореплаватель первым дошел до Индии по морю. Случилось это в 1498 года.
Но раньше него успел наш Афанасий.
В каком году его нога ступила на землю Индии точно не известно. но возвратился он в родные места уже в 1497 году, то есть как минимум на год раньше голландца. А о похождении за три моря мы знаем потому что грамотный Никитин вел в пути дневник из которого мы и черпаем все сведения об этом походе.
Конечно, вояж был по началу чисто коммерческим предприятием. Однако, с точки зрения торговли, он полностью провалился.
Неприятности начались уже в низовьях Волги, где Никитина и других купцов ограбили астраханские татары. Мало того, что ограбили, так еще и домой не пустили. Пришлось неудачливым купцам отправляться дальше на чудом уцелевших суда на юг - в Дербент, где их ждали новые неприятности.
Одно из судов потерпело там крушение, а самого Никитина и других купцов и вовсе захватили в плен местные недружелюбные и жадные люди.
Благодаря хлопотам Хасан-бека - посла ширвашаха, Никитин был освобожден. Но и тут он не отправился восвояси. Шальная голова ногам покоя не дает, и Афанасий пускается в дальнейшие странствия.
Обратимся непосредственно к дневнику Никитина что бы узнать, какие козни ожидали его дальше:
«В Чунере хан взял у меня жеребца и, узнавши, что я не бусурманин, а русский, стал говорить: „И жеребца отдам, и тысячу золотых дам, стань только в нашу веру магометанскую; а не станешь в нашу веру, то и жеребца возьму, и тысячу золотых на голове твоей возьму“ — и сроку дал 4 дни, в госпожинки на Спасов день. Но Господь Бог смиловался на свой честный праздник, не отнял от меня, грешного, своей милости, не повелел погибнуть в Чунере с нечестивыми; накануне Спасова дни приехал Магмет Хоросанец; я к нему с челобитьем, чтоб похлопотал обо мне, и он поехал к хану и отпросил меня, чтоб в свою веру меня не обращали, и жеребца моего у хана взял. Таково Господне чудо на Спасов день! Братья русские христиане! Кто хочет идти в Индейскую землю, тот оставь веру свою на Руси, закричи: Магомет! — и ступай в Индостанскую землю»
Коммерческие планы Никитина постепенно перешли на на последний план, если не исчезли совсем. И даже жеребца не смог продать он с выгодой. Зато в дневнике его мы находим значительные описания жизни на Востоке, картинки бытовые, природоведческие:
«Познакомился я со многими индусами , — говорит Никитин, — и объявил им о своей вере, что я не бусурманин, а христианин, и они не стали от меня скрывать ни об еде своей, ни о торговле, ни о молитвах и жён своих от меня не прятали; я расспросил всё об их вере... Вер в Индии всех 84 веры, и все веруют в Бута, а вера с верою не пьёт, не ест, не женится». «И тут есть Индейская страна, и люди все ходят наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякий год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. Яз куды хожу, ино за мною людей много, да дивуются белому человеку…»
Вдоволь находившись по Индии, Никитин отправился, наконец домой - через Персию и Трапезунд к Черному море, а там через Крым на Русь.
До дому ему, однако, добраться не удалось. Афанасий Никитин умер неподалеку от Смоленска в тогдашнем Великом Княжестве Литовском.
Выдающееся по тому времени путешествие. Не имея охраны, Никитин прошел через многие страны, страны иноверные и не с вполне дружественными народами и остался жив. А вы говорите " в Грузии опасно" ))))
Записки Афанасия Никитина были обнаружены уже в новое время Карамзиным, который и опубликовал их со своими комментариями в 1818 году.
Спасибо, что читаете меня на Дзене и смотрите на ютуб мой канал . Пожалуйста подписывайтесь и ставьте лайк, если вам нравятся мои статьи и видео. Это стимулирует автора на создание новых интересных публикаций.
Роман Посторонний)