Шестой год я мама двоих прекрасных детей, и в материнстве мне нравится применять к себе формулу «неидеальная мать, но идеальные дети». Но есть одна вещь, которую я не могу себе простить. Это когда я сливаю свой негатив, используя детей как громоотвод, а порой (о, ужас!) самоутверждаюсь за счет их зависимого от меня положения: покрикиваю, подгоняю, бываю резка, когда устаю, шантажирую покупкой игрушек и прочими благами, добиваясь послушания. Хочу ли я так делать? Конечно, нет! Но порой это происходит. И не у меня одной.
Матери-агрессоры
На днях была с младшим в поликлинике. У гардероба как всегда толкотня. Шум-гам, мамы, куртки, дети, номерки, окрики «вежливой» гардеробщицы. На соседней скамье мама, уже одетая по погоде -10, одевает малышку и покрикивает на сына лет четырех, который недостаточно быстро выполняет ее указания. У вас бывало так, что при виде сильно орущей на своих детей мамы хочется или убежать, или сделать что-то, чтобы это немедленно прекратилось? Мой «внутренний ребенок» не выносит таких сцен.
Но у меня у самой двое, и я изо всех сил стараюсь не обращать внимания на крикливых мам из соображений материнской солидарности. Ведь я знаю не понаслышке, что дети превращаются в настоящих монстров, когда устают, и в общественных местах, где надо долго сидеть и терпеть, они устают всегда очень быстро. Мама уже употела в пуховике, а ей еще надо детей одеть, дойти до дома, где, скорее всего, она будет готовить-кормить-укладывать-убирать. И она наверняка забыла, когда последний раз высыпалась.
Мама устала, у нее нет сил, она на пределе, ее надо взять на ручки, напоить кофе и сказать, что все будет хорошо и скоро эти спиногрызы вырастут.
Но быть адвокатом этой мамы мне остается недолго. Сын задевает ее ногой, и она в ответ его пинает (прям от души и сильно) с криком: «Хватит меня пинать!». Пока я стою в ступоре, мать-агрессор (это я ее так потом уже окрестила) успевает скрыться с наполовину одетыми детьми. Я давно заметила, что у нас (в силу воспитания, менталитета или какого-то другого общественного зажима мозга?) не принято вмешиваться в конфликтные ситуации. Наверное, это происходит потому, что часто в ответ можно услышать: «Твое какое дело?». И они вроде как правы. Поэтому, даже когда люди и замечают конфликты, предпочитают делать вид, что ничего не видят.
По дороге домой вспоминаю еще одну историю. Отводила в сад старшую. Навстречу мама волочет за руку дочь и орет на нее как потерпевшая. Ребенок вопит и утирает слезы. Из контекста понимаю, что ругань случилась из-за нежелания оставаться в саду. Моя спрашивает: «Мама, а чего она сделала?», подразумевая, что так могут орать только из-за чего-то очень ужасного. Мать доволакивает дитё до машины и говорит: «Раз ты ноешь, то и сиди тут», садится в машину и уезжает! А её дочь стоит на тротуаре и вопит: «Мамочка, вернись!».
Мы остановились, я мысленно перебираю варианты действий: подойти к девочке, позвонить в полицию, побежать за машиной? Но машина возвращается, ребенка заталкивают на заднее сиденье, инцидент типа исчерпан.
Как себя вести?
То есть уже дважды я была свидетелем такого неадеквата и ничего не смогла сделать. Справедливости ради признаюсь, что один раз и мне сделали замечание в магазине. Как мне казалось, я пыталась объяснить старшей дочери, тогда еще мелкой, что вылезать из коляски на прилавок несколько излишне, а эта дама идет мимо и такая: «Не орите на ребенка!». Позитивный эффект от вмешательства в мои методы воспитания, конечно, был — я сразу переключилась на эту даму, заявив что-то вроде: «Не надо меня тут учить, как разговаривать с моим ребенком».
Было неприятно и немного стыдно. Но «орать» на ребенка (в моей интерпретации объяснять, как не надо делать) я перестала, да. Мы как бы объединились против общего внешнего «врага». То есть замечание в определенном смысле дало положительный результат!
Бешеные бабы, а не мамы
Итак, почему же мы, мамы, ведем себя порой как больные бешеные бабы, а не как мамы? Да, растить детей бывает безумно сложно, это совсем не всегда страна добрых фей и ласковых щенят. Но мы взрослые, а они дети. Предлагаю все же быть честными с самими собой и принять как данность — никакие усталости, депрессии, плохие дни и детские капризы не могут служить оправданием тому, что мамы в порыве «праведного» гнева отвешивают детям пинки или оставляют их на тротуарах.
Тем не менее вопрос остается открытым — что делать, когда у тебя на глазах воспитательная беседа перестает быть воспитательной и превращается в явный неадекват? Достать телефон и начать снимать со словами: «Эта запись отправится к уполномоченному по правам ребенка»? Воскликнуть примиряющее: «Это же ребенок!», доброжелательное: «Вам помочь?» или отрезвляющее: «Я вызову полицию!»? Сделать вид, что ничего не происходит? Мне, правда, интересно, что бы вы сделали, став свидетелем недопустимых методов «воспитания» детей?