В 2018 уже 56 лет как вышел в прокат «Человек-амфибия». Фильм стал культовым, и до сих пор зрители восхищаются создателями, идеей и игрой актёров. Это, беспорно, удача кинематографа эпохи 60-х.
Подводный мир открылся с другой стороны и увлек всевозможными неожиданностями. Снял картину режиссер Чеботарев Владимир Александрович. В прошлом фронтовик, ставший инвалидом после ВОВ, поэтому военная тема была ему близка, чем он и занимался в кино. Но со временем устал снимать то, через что прошел сам, и захотелось создать что-то совершенно иное.
С детства увлекался книгой Беляева, фантастикой. Ни он один читал «Человека-амфибию», но другие режиссеры избегали постановки, видимо, не зная, как с этим материалом быть. Да и написанный по книге сценарий требовал основательной доработки.
Но Чеботарев рискнул взяться за картину, хотя после консультаций со спортсменами-подводниками понял, что придется столкнуться со многими трудностями.
Первое, что требовалось, обучить актёров действовать под водой, и доработать до нужной кондиции сценарий. Исходя технических особенностей съемок, требовались дополнительные средства. Но в киностудии вообще в фильм не верили, поэтому никаких денег давать не хотели. И режиссеру не доверяли, ведь полнометражных картин на счету только один. Пришлось обращаться за помощью к тем, кто имел вес среди руководства. Подсказку сделал сценарист Гольдбур, который направил на Каплера с имеющейся солидной фирмой. Вот он и стал помогать материально.
Для съемок выбрали Крым, бухту Ласпи. Там была чистая прозрачная вода. Спустя годы там построили дачу для Б. Горбачева, а на момент создания фильма место было диким.
При съемках пришлось оглядываться на опыт зарубежных режиссеров, ведь снимать под водой довольно сложно. А создание картины продвигалось тяжело ибо руководство не верило в успех и кассовость, считая заведомо провальным. Думали, только дети смотреть будут, а заинтересовались люди всех возрастов, и смотрела вся страна.
Актёров дублировали дайверы-каскадеры, но не во всех эпизодах — многое Анастасия Вертинская и Владимир Коренев выполняли сами. А арест Ихтиандра наполовину исполнял дублер — слишком технически сложный был прыжок со скалы.
Многие интересуются, из чего выполнен костюм главного героя, так вот, сделан он был из плотного трикотажа (колготочного). А из использованной кинопленки сделали чешуи. Все бы ничего, но актер мерз — ведь много раз нужно было спускаться под воду, а по фигуре худощав. Костюм пытались утеплить, но этот мало помогало.
Еще одну проблему составляли ласты. Нужно было закупить удобные, отечественные не подходили.
Спасение Владимира Коренева из-под воды
Был момент во время съемок, когда вместо погружения на 10 м глубины, зашли на 20. Все сняли, стали подавать актеру сигнал, чтобы поднимался, а у него нечем дышать, акваланг оказался бракованным. Коренев мог погибнуть, но среагировал на ситуацию спортсмен Рэм Стукалов, спас, хотя для самого это обошлось негативно в отношении здоровья.
Вертинская и сцена с акулой
Был опасный момент и с героиней Анастасии, где море на неё напала акула, и нужно упасть на дно, на песок. Была без акваланга и нужно остаться несколько минут на дне, только потом герой поднимает из воды. И снимали эти эпизоды без дублеров.
Зрители приняли фильм сразу, а критики цеплялись то за одно, то за другое. И только, когда он взял второе место среди фантастических картин на известном фестивале, на фильм посмотрели с иной точки зрения, признали.
Фильм поражает красотой съемок под водой, но в те далекие годы это не так ценилось, как игра актёров. И наработки оператора Эдуарда Розовского для дальнеших фильмов не были взяты нигде, ниразу. Но все актеры остались довольны необычным опытом в кино.