НЕМНОГО ИСТОРИИ.
Очень интересный но забытый факт, и, на наш взгляд, без логики и смысла. Это было ещё до Великой Отечественной войны. Здесь опять море, это моя тема. Противоречивое событие, о котором я расскажу, само по себе уникально. Почитайте, дорогой читатель.
Вы думаете, что на этом фото безобидный пароход? Нет! Это немецкий пиратский рейдер, замаскированный под обычный теплоход "Комет". Он в течение часа расстреливал из своих тяжелых 150-миллиметровых орудий порт острова Науру в Тихом Океане. Там были полностью уничтожены склады, топливные хранилища и другие объекты. Закончив обстрел порта, рейдер растворился в просторах океана. А как же он туда попал?
Вот как всё это дело начиналось...
Рейдер "Комет" - бывшее торговое судно с четырьмя грузовыми трюмами, и причём неплохое с точки зрения мореходных качеств. Это была очень удачная постройка. Его переоборудовали под вспомогательный крейсер - модернизировали специально для морского разбоя. Судно длиной 115 метров водоизмещением 7500 тонн имело большую, даже фантастическую автономность - около 240 дней. Это обеспечивалось, в первую очередь, большим запасом топлива почти в 2500 тонн (!).
Энергоустановка - уже не паровая машина, а два современных дизеля, каждый имел мощность около 4000 лошадиных сил. Дальность хода без пополнения топлива составляла свыше 60 тысяч морских миль. Очень даже неплохо, если сравнить с известной длиной окружности экватора. На нём были установлены 6 тяжёлых орудий калибром 150 мм и 4 торпедных аппарата с боезапасом в 24 торпеды. Бойтесь, это очень опасный враг.
Я сравнил огневую мощь этого морского разбойника с нашими крейсерами типа "Сенявин", "Пожарский" и другими известного 68-го проекта. Эти наши крейсера не имели торпедного вооружения. А "Комет" имел. Силы равны?
И вот всего за год до начала Великой Отечественной войны рейдер покинул порт Готенхафен в Германии и направился на "работу". Курс в Тихий Океан. Поставленная цель была такая: действовать на морских путях противника и топить его суда. И чем больше, тем лучше. Беспроигрышная стратегия и прекрасно подготовленный исполнитель. Уникальный кораблик должен был работать скрытно, соответственно своему истинному предназначению.
Поэтому судно было замаскировано по всем правилам, чтобы никто не мог догадаться и распознать, что это за судно такое? Чтобы тайная операция не была раскрыта британским флотом и его союзниками, хитрые немцы решили отказаться от обычных южных маршрутов и придумали оригинальную идею: проскочить в Тихий океан незаметно - вдоль северного побережья России. Сделать этакий "ход конём". Это было не только скрытно, но и короче, длина Севморпути была вполовину меньше южного направления через Индийский океан.
Открыто намекая на известный пакт и заключенный в 1940 году договор о торговом сотрудничестве, немцы очень убедительно просили разрешить своим четырём судам (а мы понимаем - военным крейсерам) пройти через русские северные моря, и не просто пройти, а еще и воспользоваться помощью советских ледоколов для проводки их во льдах.
Переговоры с советской стороной были нелёгкими, ведь руководство СССР прекрасно представляло, что именно будет делать немецкий рейдер в Тихом Океане, и не сильно велось на немецкие хотелки. Оно желало сохранять хотя бы видимость нейтралитета, но вот никак не получался нейтралитет с такими немецкими заявками. Тем не менее к общему знаменателю всё же пришли.
Уделяя большое значение секретности операции, было решено провести только один крейсер вместо четырёх заявленных. Уж сильно много немцы хотели. Этим крейсером и стал "Комет". Итог переговоров - СССР дал добро оказать негласную дружественную помощь немецкому пиратскому рейдеру в продвижении к своей цели по Севморпути.
Первая встреча с ледоколом "Ленин" (еще тот "Ленин", понятное дело, не атомоход) состоялась уже в Карском море, куда "Комет" добрался самостоятельно. "Ленин" сопроводил крейсера к Морю Лаптевых, а там дальше передал его на попечение ледоколу "Сталин". Дальше эстафету принял ледокол "Малыгин". Но из-за низкой скорости движения "Малыгина" "Комет" любезно отказался от его сопровождения. Капитан рейдера Эйссен очень нервничал и сильно спешил.
Он решил двигаться самостоятельно на свой страх и риск. Капитан 1 ранга Эйссен был опытным гидрографом-практиком с большим опытом плавания на Севере. В первую мировую войну он даже ставил мины на подходах к Белому морю. Этим самым действием очень сильно нагадил царской России. Выходит, советские товарищи как бы забыли за его прежние "подвиги"? А очень зря!
Двигаясь самостоятельно, крейсер смог пробиться сквозь льды до Восточно-Сибирского моря, где встретился с последним на своём пути ледоколом. Это был "Каганович". Без него "Комет" дальше не пробился бы ни за что, ледовая обстановка в этом море была очень тяжёлая. "Каганович" выручил.
И вот уже на чистой воде, когда до Берингова пролива оставалось совсем немного, вдруг поступило распоряжение начальника Севморпути, знаменитого полярника Папанина, вернуть немецкий крейсер назад. Оказывается, появилась проблема: в районе Берингова пролива с тихоокеанской стороны были замечены неизвестные корабли.
Папанину это было совсем не нужно, он хорошо знал, кого именно вёл его ледокол, и поэтому очень не хотел международной огласки. Знаменитый человек, он не по своей воле участвовал в этом грязном деле. И вот здесь он подстраховаться решил, понятное дело.
Но хитрый и наглый Эйссен решил проигнорировать ценное папанинское распоряжение, ведь льды почти закончились и ледоколы уже были не нужны. Цель была так близка! И вот только Эйссен начал на свой страх и риск двигаться вперёд, игнорируя запрет, как тут и разрешение следом подоспело...
Как вовремя всё случилось, радовался капитан! Продолжать плавание на восток стало снова можно, теперь уже официально, и проблем больше не должно быть. Наступил сентябрь 1940 года. "Комет" вошёл в воды Тихого океана. Ну вот, запустили лису в курятник...
Это был уникальный факт продвижения крейсера фашистской Германии Севморпутём. Кстати, все собранные им разведданные впоследствии послужили практическим руководством для фашистских крейсеров и подлодок во время войны против СССР в Арктике.
Достаточно вспомнить действия тяжелого крейсера "Адмирал Шеер" в Карском море. Это потопление ледокольного парохода "Сибиряков" и обстрел северного порта Диксон. Нагадил Эйссен уже второй раз, теперь уже Советскому Союзу. "Отблагодарил" за услугу...
Рейдер пиратствовал в Тихом, а потом и в Индийском океане очень долго. Вернулся он в Германию в ноябре 1941 года. Им было потоплено 10 судов общим водоизмещением свыше 40000 тонн. Сделав кругосветку, «Комет» провёл в море почти полтора года и прошёл около 90 000 морских миль во всех океанах мира. Также капитан осуществил свою давнюю личную мечту: уничтожил фосфатные разработки на острове Науру.
Снаряды крейсера размолотили и сожгли в порту острова буквально всё, что можно. Уничтожили хранилище топлива, склады, жильё. Поставки фосфатов прекратилась на несколько месяцев. Даже союзники Германии японцы, и те косвенно пострадали. Они с острова тоже фосфаты возили, а Эйссен всё сжёг артиллерийским огнем, дажу ту партию, которая была готова к отправке в Японию.
Вот они и накатали жалобу по дипломатической линии на неразборчивого союзника-капитана. Немецкое командование отреагировало, устно высказало ему своё неудовольствие, но так, чисто формально. Через короткое время Эйссен получил звание контр-адмирала. Короче, "наказали".
Конец удачливого пирата был неожиданным. После выхода рейдера во второй поход с новой командой и новым капитаном прошла только лишь одна неделя. И вот британские торпедные катера перехватили "Комет" в проливе Ла-Манш. Торпедная атака была короткой и точной. От попадания торпеды взорвался весь боезапас. Рейдер разломился пополам и ушёл под воду. Не спасся никто.