Книги которые безумно нравились в детстве, оставляют теперь горький осадок. Ипполит Матвеевич Воробьянинов кажется несчастным человеком, потерявшим все и оказавшимся на старости лет в какой-то ужасной дыре. Ему повезло устроиться мелким клерком за 27 рублей жалованья. В городе N нет работы, во всем полная безысходность и бедность. Ипполит Матвеевич отупел и терпит, живет, живет стараясь не думать, не вспоминать. Деваться некуда. Но вот умирает теща, единственное близкое ему существо. И он бросает все и уезжает. В погоне за сокровищами? Вряд ли, сокровища - предлог вырваться, наконец, из кошмара. Он взял отпуск, но если бы дело не выгорело, вернулся бы он потом в N? Однако оказавшись в Старгороде, бывший предводитель дворянства не может войти в свой бывший дом. Даже пронырливый жулик Остап понимает здесь его чувства. Как бы ни были безжалостны авторы, как бы не издевались над несчастным стариком на протяжении всего романа, так и не смогли сделать его комическим персонажем. Ипполит Матвеевич вызывает массу эмоций от сочувствия до гадливости, но смеяться над его просчетами как-то не получается.
Другое дело отец Федор Востриков. Тут и колбаски из золотых червонцев в заначке и откровенное бесстыдство с которым он спешит воспользоваться тайной исповеди. Кстати, откуда взялись эти вожделенные золотые колбаски? Неужели, притекли от прихожан его нищего прихода? Или достались еще от чьей-то последней исповеди? А может их принес чрезвычайно выгодный кроличий бизнес ?.. Как бы то ни было, святым отцам не пристало гнушаться никакими доходами и брать по ходу все что им приглянулось, то у нищей старушки невзначай отгребут избушку, то у своих же собратьев лютеран экспроприируют кирху, где музей, где заводик, а где и кукольный театр.