Найти тему
Редактура или жизнь

Центральное событие

ПЕРЕВОД: Евстигнеева Ю.А. специально для Сочинитель.ру.

На половине пути Второго акта случается нечто невероятное. Вот мы занимаемся своими делами, бредя по кажущейся бесконечной пустыне Второго акта, когда – ба-бах! – всё снова становится с ног на голову. Легендарный режиссёр Сэм Пекинпах говорил о том, как он всегда искал «центральный элемент», на который можно «повесить»21 свою историю. Этот центральный элемент и есть вторая из самых крупный поворотных точек – Центральное событие, которое двигает вперёд развитие Второго акта.

Центральное событие – это то, что не позволяет Второму акту затянуться. Оно собирает воедино реакции первой половины книги и запускает цепочку действий, которые подведут персонажей к Третьему акту. По многим параметрам Центральное событие - это вторая Завязка. Как и первая Завязка, оно напрямую влияет на сюжет. Оно меняет парадигму истории и требует от персонажей определённого и меняющего ход событий ответа. Основная разница в том, что ответ персонажа - это уже не реакция. Здесь персонаж берёт на себя ответственность за происходящее и активно действует против вражеской силы.

Середину в нашем ряду кирпичиков можно представить как поворот. Когда череда реакций Первой половины Второго акта наконец врезается в этот кирпичик на повороте, она становится совершенно новой последовательностью кирпичиков. Это большое событие в истории, очень важная сцена. Она должна логически вытекать из предыдущих сцен, но также быть чем-то совершенно новым и отличающимся от всего, что было до этого.

В точке Центрального события главные герои могут быть схвачены, как в романе Джима Батчера "Фурии Кальдерона". Это может быть сражение, как в фильме Джима Стёрджеса "Великолепная семёрка". Или это может быть смерть важного персонажа, как в книге Перла Бака "Потомки драконов". Это может быть даже нечто менее драматичное, например, когда главный герой попадает в опасную ситуацию, затерявшись в горах во время бури, но ему удаётся спастись, как в романе Кристен Хейцман "Неделимый"; или смелая речь персонажа, как в фильме Фреда Скеписи "Уровень интеллекта".

Какое бы событие вы ни выбрали, Центральное событие - это ещё один момент истории, который меняет направление поведения персонажей. Он выталкивает героев из их режима рефлекторных реакций. С этого момента, если они собираются выжить (духовно или физически - или и так, и так), им придётся перестать защищать себя и пойти в атаку. Дальнейшим событиям не обязательно быть трагической осадой замка противника. Персонаж может просто гордо расправить плечи и сделать первый шаг к решению не терпеть больше "это" (чем бы это "это" ни было в вашей истории).

Не будет сюрпризом, что Центральное событие располагается в середине истории. Ваше центральное событие должно произойти примерно на отметке половины книги. Почему, спросите вы. Сразу же посмотрим, какие для этого есть важные причины.

1. Поскольку эта сцена располагается в середине истории, она является центральным эпизодом книги. Если это событие произойдёт раньше или позже, то уже перестанет быть центральным. (Если вы догадались об этом раньше, то молодцы и можете погладить себя по голове.)

2. Как и Первая поворотная точка первой четверти, расположение второй крупной поворотной точки во многом подсказано интуицией. Читатели (и писатели) внутренне чувствуют, когда именно в истории должно случиться что-то значительное. Если какое-то новое и интересное развитие не меняет всё кардинально в каждой четверти книги, читатели чувствуют затянутость и начинают нервничать.

3. Вашей истории требуется вся первая половина книги, чтобы раскрыть персонажа, его дилемму и его внутренние слабости. Вторая половина книги нужна, чтобы разрешить все проблемы, возникшие в первой части. Центральное событие являет собой поворотное соединение (своего рода шарнир) между двумя частями книги. Если это событие поместить куда-либо до или после, то оно вытеснит важные моменты развития из той или другой части.

Перевод книги целиком читайте на литературном портале "Сочинитель.ру"