В 2010 году у Корнелиуса Гурлитта была обнаружена наличка в размере 9.000 евро. Пожилой господин никогда и нигде не работал, а объяснения о происхождении средств были весьма невнятны. Более того, у него не было пенсионной и медицинской страховок,он не числился в налоговой и социальных службах. Поэтому в его квартире провели обыск и обнаружили... больше полутора тысяч пропавших произведений искусств. Анри Матисс, Марк Шагал, Клод Моне, Делакруа, Ренуар, Тулуз-Лотрек (много, очень много Лотрека!) и даже Альбрехт Дюрер — полиция была настолько шокирована, что даже не стала афишировать находку. Решили сначала разобраться, а уж потом придавать дело огласке. (Первая, вторая и третья серии этой захватывающей истории)
Так откуда у Корнелиуса Гурлитта такое собрание?
Все началось во время второй мировой войны. Третий рейх изымал арт-объекты из частных коллекций по всей оккупированной территории, не стесняясь вывозил сокровища из крупных музеев мира. Признанные шедевры делила между собой верхушка рейха (Гитлер, Геринг, Риббентроп и пр.) или ложилась в основу Музея фюрера. Другие работы выставлялись на продажу, деньги шли на финансирование нацистской деятельности.
Хилдербранд Гурлитт, отец того самого дедули из поезда, был спецом в области искусства и хорошим арт-дилером. И любил авангард. А это то, что Гитлер называл дегенеративным искусством. Поэтому кандинских с пикассами нацисты иметь не хотели, вычистили из своих музеев и с награбленным авангардом выставили на продажу (а часть — почти 5.000 работ — сожгли в рекламно-показательной акции). Тут-то и пригодился Гурлитт-старший: у него была наработана большая база контактов коллекционеров-покупателей, то есть тех, кто готов платить деньги за «третьесортное» искусство. Пишут, что Гурлитта нанимал сам Геббельс.
Цены на авангардные работы были низкими, никто не хотел брать картины маркированные как мусор. Кроме того, бегство от фашистов и сама война заставили людей продавать имущество за бесценок. Пользуясь ситуацией, Гурлитт начал скупать за копейки авангардные работы в свою личную коллекцию. Поток награбленного нацистами был огромным, его невозможно было контролировать. Поэтому никто и никогда уже точно не узнает, какими именно путями почти 2 тысячи произведений искусства оказались в личной коллекции Гурлитта.
Хильдебранд погиб в аварии в 56ом году. Коллекция досталась его жене, затем сыну Корнелиусу, который почти полвека чах над своими сокровищами и попался в поезде с крупной наличкой. Предъявить ему нечего, т.к. он, как и его отец, ничего не крал. Но статус объектов более чем спорный. Часть европейских стран приняла закон о реституции: наследники пострадавших от нацизма семей имеют право вернуть собственность предков, если потеря имущества произошла из-за действий нацистов. А Хильдебранд скупал работы за бесценок, пользуясь бедственным положением людей — это натуральный грабеж.
Опять же, нацисты показательно уничтожали авангардное искусство, и работы из этой коллекции так же могли погибнуть. «Он спас картины от нацистов, от бомбежек, от русских и американцев. Люди должны быть благодарны ему за это», — заявил Корнелиус об отце в своем интервью. Вроде так, да не совсем. Ведь тот же Дюрер, найденный у Гурлитта, никак не относится к дегенеративному искусству.
А тепрь, внимание: до 11 марта (еще пять дней!) в Музее изобразительного искусства (Бундескунстхалле) в Бонне (Германия) проходит выставка этой самой коллекции. Кто будет в тех краях, обязательно (обязательно!) сходите посмотреть.
Было интересно? — ставьте лайк. Еще заметки об этом удивительном деле смотрите в следующем нарративе.
И это только середина истории (она началась с портрета кисти Густава Климта) Чтобы не пропустить продолжение, подписывайтесь на канал ARTLIKBEZ.
Автор Анастасия Сосновская