Автор: MICHAEL DAVID WILSON, MARCH 25, 2016
Перевод с английского: Sergey Toronto
Все, и писатели-новички, и мэтры борются с неуверенности в себе. Эта борьба, настолько сильна, что иногда она просто парализует нас, не позволяя делать то, что мы любим – писать. И совсем не становится легче, когда ваши книги начинают продаваться. На самом деле, во время нашего разговора с Дэмиен Анжеликой Уолтерс, она сказала, что полагает, что после того как ваши книги начинают продаваться, становиться ещё тяжелее. Но существуют стратегии выживания. В конце концов, если бы таких стратегий не было, то все авторы, которые страдают от неуверенности в своих силах, просто бросили бы писать. Ниже вы найдете советы от семи лучших писателей.
“Я борюсь с неуверенностью в себе, каждый раз, когда я сажусь писать. Сила неуверенности колеблется, но она всегда есть во мне, и честно говоря, определённый уровень неуверенности должен быть у писателя. Я думаю, что это полезно. У меня вызвало бы больше беспокойства, если бы, в тот момент, когда я сажусь перед клавиатурой, я бы считал, что манна небесная прольётся из моих пальцев (ну…в этом случае всё было бы перепачкано, не так ли?). Все писатели разные, но сомнения, порой, заставляют меня хотеть стать лучше.
Тем не менее, бывают случаи, когда неуверенность в себе подавляет и является непродуктивной. Жаль, что у меня нет волшебного заклинания уничтожающего неуверенность. Её нельзя уничтожить, но ей можно управлять. Во время написания моего последнего романа “Исчезновение в Скалах Дьявола”, неуверенность парализовала меня практически постоянно. Частью проблемы было то, что с предыдущим романом “Голова полная призраков”, всё было настолько хорошо, что я застрял, постоянно думая: “Исчезновение в Скалах Дьявола, настолько проще писать, что не понятно, почему эта книга не может быть такой же, как предыдущая?” Затем, я всё-таки смог успокоиться и стать более рациональным, вспоминая, что в то время, когда я писал “Голову полную призраков”, я несколько раз хотел всё бросить. Я напомнил себе, что неуверенность – это нормально и даже необходимо. По крайней мере, так я смог уговорить себя сидеть и продолжать работать над новой книгой.
В моменты, когда меня переполняет тревога, которая никак не проходит, я встаю из-за стола и прекращаю писать. Иду и делаю что-то ещё, упражнения или занимаюсь делами по хозяйству, делаю какую-то физическую работу. Очень важно дать себе разрешение не писать какое-то время и не ругать себя за это. В большинстве случаев, тогда, когда я не думаю усердно над книгой, нужная идея или решение проблемы в истории, просто сами собой появляются у меня в голове.
В своей работе “Как писать книги” Стивен Кинг так сказал о неуверенности в себе: “Работа над книгой, особенно долгая работа, может оказаться тяжёлым трудом, в полном одиночестве; это похоже на пересечение Атлантического Океана в корыте. У вас будет множество шансов ощутить неуверенность в себе”.
Годы спустя в интервью журналу Rolling Stone, Кинг рассказал, как его страх неудачи проявляется в его снах: “Тот сон, который повторяется снова и снова, это где я должен играть роль в театре. Я прихожу туда в день премьеры и не только не могу найти свой костюм, но и понимаю, что я не выучил свои реплики”. Не смотря на многие годы успеха, Кинг говорит в своём интервью Rolling Stone, “Я боюсь потерпеть неудачу с каждой историей, которую я пишу – боюсь, что она не придумается или, что я не смогу её закончить”.
Но, возможно, его заключительная мысль в книге, раскрывает то, как он справляется или, по крайней мере, преодолевает неуверенность в себе. «Написание книг, помогает мне самореализоваться. Есть две причины, почему мне нравится писать книги: это делает меня счастливым и это делает счастливыми других людей. Я вспоминаю слова, сказанные британским драматургом Уильямом Сомерсом Моэмом: “Мы не пишем потому, что мы хотим это делать, мы пишем потому, что должны.” И многие писатели повторяют эти его слова в наши дни».
Если вы ищите что-то более конкретное или более мотивирующее, тогда прочитайте вот эти слова Стивена Кинга о Музе Творчества, которые опять-таки взяты из его работы “Как писать книги”.
“Муза существует, но она не снизойдёт к вам в комнату, где вы пишите, и не осыплет волшебной творческой пыльцой вашу пишущую машинку или компьютер. Она живёт в земле. Любит тёмные подвалы и закутки. Вы должны найти её, и как только окажетесь рядом, создать для неё дом, где она сможет жить. Вам придётся делать всю работу по дому, пока ваша муза сидит, курит сигареты и любуется своими безделушками, претворяясь, что не замечает вас. Думаете это честно? Я думаю, что да. Может быть, в ней нет ничего особенного и она не самый лучший собеседник, но у неё есть вдохновение. Это правильно, что вы должны делать всю работу, и трудиться ночи напролёт, потому, что у этой дамы с сигаретой и крылышками есть мешок с волшебством. А в нём есть то, что может изменить вашу жизнь. Поверьте мне, я знаю”.
Дэмиен Анжелика Уолтерс автор рассказов “Бумажные тигры” и “Спой мне о своих шрамах” . Её работы были дважды номинированы на премию Брэма Стокера.
“С каждым писателем, случаются моменты неуверенности в себе, и когда такой момент настаёт, вы определённо чувствуете, что вы единственный с кем такое случается. Когда это происходит со мной, я начинаю думать, что я самозванка и неудачница. Я говорю себе, что мои успехи были случайными и должна навсегда спрятать от себя свой блокнот и ручку. Я начинаю сравнивать свою карьеру с карьерой других писателей и это сравнение всегда не в мою пользу.
Когда я в таком настроении, слова начинают сражаться со мной не на жизнь, а на смерть, что, конечно же, еще больше усиливает мою неуверенность в себе. Это порочный круг и единственный способ разорвать его, это сделать перерыв. Много читать, смотреть фильмы, гулять, делать всё, что угодно, только не писать. Когда я так поступаю, негативные чувства начинают исчезать, и я вспоминаю, зачем я пишу: потому, что я люблю это делать. Речь идет не о похвале или о том, чтобы мои рассказы включили в антологии и даже не о продаже моих работ; всё это лишь о том, чтобы рассказывать мои истории, те, которые скрыты во мне и которые я должна выпустить на волю”.
У Маргарет Этвуд есть отличный отрывок в её произведении “Переговоры с умершими: Писатель в процессе творчества”, где говориться, что делать в ситуации сомнений и страхов.
“Возможно, я написала эту книгу не только потому, что темы, затронутые мной, это то, что больше всего волновало меня в самом начале моей писательской жизни, а потому, что многие люди, судя по вопросам, которые они задают, продолжают беспокоиться об этих вещах и сегодня. Возможно, я достигла того возраста, в котором те, кто уже прошел несколько циклов мытья и катанья, начинают думать, что их собственный опыт может пригодиться другим. Может быть, я просто захотела сказать: оглянитесь. Вы не одиноки. Не попадитесь в засаду. Бойтесь змей. Остерегайтесь духа времени – он не всегда ваш друг.Джон Китс не был погублен журнальной критикой. Вы должны вновь оседлать лошадь, которая вас сбросила. Советы наивного странника, конечно достойны, но при этом без сомненья и бесполезны: опасность умножается с каждым часом, вам не удастся войти в одну реку дважды, огромные пустые пространства страниц потрясают, и каждый входит в сей лабиринт с повязкой на глазах.”
Есть ещё одна статья, в которой Маргарет Этвуд говорит о неудачах ‘Falling short: seven writers reflect on failure’ на сайте The Guardian. Я настоятельно рекомендую вам её прочитать.
Джон Скип – адский парень: автор бестселлеров, редактор, режиссёр фильмов, композитор, сценарист, продюсер… список можно продолжать. Вы можете взять его последний сборник “Искусство ужасных людей” опубликованный Lazy Fascist Press. Вот что Скипп говорит по поводу неуверенности:
“У меня не так много сомнений по поводу своего писательства или идей. Я пишу только о том, во что влюблён. Когда тема уже готова к тому, чтобы о ней написали, она даёт мне знать об этом.
Если я где-то застрял, это происходит как правило потому ,что: а) я недостаточно подготовился (исследования, развитие сюжета) или б) потому, что я не погрузился по-настоящему в то, о чём я пишу. В первом случае всё легко решается просто проведением нужных исследований и необходимой подготовкой. Второй решается ещё проще, я просто бросаю эту затею и начинаю то, что меня действительно заводит.
Самым лучшим, когда я работаю с кем-то в сотрудничестве, ( а это происходит часто) является то, что они приносят с собой свой опыт и энтузиазм. Они знают то, чего не знаю я, знают как делать то, чего я не умею. Мы сталкиваемся друг с другом до тех пор, пока вокруг нас не начинают летать искры. И это также полезно!
Конечно, писать о том, во что ты влюблён это здорово, но как ты узнаёшь, что это любовь? Скип объясняет:
Как я понимаю, что влюблён? Точно также как и всегда! Если я не могу перестать думать о том над чем я работаю, постоянно пытаюсь придумать то, как сделать путешествие своих героев легче и ярче, сделать всё возможное чтобы они были счастливы, то шансы на то, что абсолютно влюблён в них, весьма высоки.
Сейчас работа над чем-то объемным, романом или серией романов – подобно отношениям. Какие-то дни лучше, какие-то хуже. Но если вы решились идти до конца, не важно, к добру или худу, вы держитесь за это. Вы фокусируетесь на том, над чем вы работаете. Если вы друг чувствуете что свернули не туда, вы просто разворачиваетесь и возвращаетесь назад. Вы работаете над этим. Потому, что вы заботитесь.”
“Мне, как писателю не чужд синдром самозванца; я потратила много времени, оглядываясь через плечо, ожидая увидеть там мужчину в форме и со значком полицейского, который потребует у меня сертификат моей подлинности, а потом объявит его подделкой. Эта паранойя особенно сильна в тот момент, когда я пишу четвёртый вариант черновика, при этом, уже не успевая написать роман в срок. Вообще-то я королева крайних сроков, но в этом году – я клоунесса. Я столько раз просила о продлении срока сдачи романа, что мне уже стыдно, но эти продления мне были просто необходимы, чтобы сохранить свой рассудок.
Одной из проблем было то, что у меня появилась уверенность в том, что я не способна написать эту историю. Чем больше черновиков у меня накапливалось, каждый из которых становился всё сложнее и сложнее и отнимал всё больше и больше времени, тем громче и громче голос у меня в голове говорил: «У тебя ведь вообще нет понимания, что ты делаешь, не так ли?» Когда работа сложная, я как правило становлюсь раздражительной, а затем начинаю сомневаться в себе, а когда я сомневаюсь – я не получаю удовольствия от того, что делаю. Но признание факта, что я больше не наслаждаюсь процессом, является тем, что запускает проверку на эмоциональные вирусы, чтобы понять, почему эта негативная программа запустилась у меня в голове и мне необходимо выяснить, почему страх неудач появился у меня в мыслях.
Так что, я начинаю смотреть на саму историю, которую я пишу: почему, я решила, что она трудная, почему она не развивается, так как я хочу? Как правило, это происходит потому, что я пытаюсь втиснуть её в неправильную форму - у меня есть представление как всё должно быть, и я пытаюсь сделать так, чтобы мой ребёнок вырос доктором, тогда как на самом деле в действительности он хочет стать татуировщиком. Мне нужно прекратить давить на историю и быть достаточно гибкой в своём мышлении, чтобы не пытаться формировать идею слишком жёстко или слишком строго. Я разговариваю со своими друзьями о том, что пишу и, иногда, такой разговор ставит всё на свои места, внезапно мне становится понятно, что нужно изменить. Мне нужно расслабиться и позволить идеи обрести свою собственную форму. И всё это нужно сделать до того, как радость от решения сложной задачи спадёт, прежде чем я начну думать: “Господи, что если я не смогу это сделать? Что если я, на самом деле наихудший писатель в мире? Что если я полный отстой?” Увы, но изредка я так думаю.
Но в то время как я беру такой тайм-аут, чтобы оценить, почему мои дела идут плохо, я могу, как правило, добраться до точки, где я становлюсь способна преодолеть жалость к самой себе, потому, что я знаю, жалость не привёдет меня туда, где я хочу оказаться. Немного неуверенности в себе это хорошо, это полезно, она поддерживает в вас внимательность и чуткость, но если она полностью овладеет вами, она не позволит вам двигаться вперёд. Она заразит вас инерцией, и вы никогда и ничего не закончите. Запомните главное: вы единственный, кто может заставить всё это двигаться снова.
Поэтому, я напоминаю себе о том, чего я уже достигла: Я говорю себе: “”Эй, ты делала это раньше. Просто расслабься. Тревожность никогда и никому ничем не помогала”.
Если всё вышеперечисленное не помогает, (а это стыдно) – тогда я начинаю напевать мелодию из очень старого мультфильма, который называется “Санта-Клаус приходит в город”; эта глупая песенка называется “Маленькими шажками”. Она прилипчивая и раздражает, и я знаю, что пока не исправлю свою историю и не возьму себя в руки, я буду продолжать жужжать как идиотка”.
“Лучше вообще ничего не делать, чем делать что-то плохо. Но проблема в том, что плохие писатели, как правило, весьма уверены в себе, в то время, как хорошие обычно в себе сомневаются. Поэтому, плохие писатели имеют склонность писать и писать всякое дерьмо и как можно чаще читать то, что они написали своим редким слушателям. Эти редкие слушатели, в основном состоят из других плохих писателей, ждущих своей очереди, чтобы прочесть то, что они написали, в следующий час, на следующей неделе, в следующем месяце, когда-нибудь. Ощущения от таких чтений убийственное, душащее, мёртвое. Когда неудачники собираются вместе в попытке самовосхваления, это приводит лишь к ещё более глубокой и более прочной несостоятельности. Толпа - это место сбора самых слабых; истинное творение – это акт отшельничества”.
Как вы справляетесь с сомнениями в себе?
Источник: HTTPS://LITREACTOR.COM/COLUMNS/DEALING-WITH-SELF-DOUBT-TIPS-FROM-7-POPULAR-AUTHORS