Найти в Дзене

Что случилось на подводной лодке С- .... ?

В феврале 1985 года с находящейся в Авачинском заливе подводной лодки С- .... поступил тревожный сигнал: "Оба дизеля разрушены. Возвращаемся в базу на электромоторах." Что же там произошло? Я должен сообщить дорогим читателям, что номер лодки я преднамеренно скрыл, чтобы нельзя было вычислить действующих лиц. Не хочу их палить, им и так очень сильно перепало тогда. Два дизеля - это несколько десятков тонн чугуна и стали. Какая неведомая сила могла вывести из строя этих гигантов? Это была подводная лодка 613 проекта, незадолго до этого выведенная из консервации. Лодка была из ............ бригады, а в Петропавловске-Камчатском она находилась на зимовке и выполняла задачи боевой подготовки. Лодка была пришвартована к борту плавбазы "Магаданский комсомолец". В один из февральских дней им было предписано выйти в Авачинский залив, погрузиться и выполнить задачу из курса боевой подготовки. БЧ-5 (электромеханическая боевая часть) состояла из двух офицеров, трех мичманов и 20 с лишним мат

В феврале 1985 года с находящейся в Авачинском заливе подводной лодки С- .... поступил тревожный сигнал: "Оба дизеля разрушены. Возвращаемся в базу на электромоторах." Что же там произошло?

Я должен сообщить дорогим читателям, что номер лодки я преднамеренно скрыл, чтобы нельзя было вычислить действующих лиц. Не хочу их палить, им и так очень сильно перепало тогда.

Подводная лодка проекта 613 бьет зарядку правым дизелем. Фото автора.
Подводная лодка проекта 613 бьет зарядку правым дизелем. Фото автора.

Два дизеля - это несколько десятков тонн чугуна и стали. Какая неведомая сила могла вывести из строя этих гигантов?

Это была подводная лодка 613 проекта, незадолго до этого выведенная из консервации. Лодка была из ............ бригады, а в Петропавловске-Камчатском она находилась на зимовке и выполняла задачи боевой подготовки. Лодка была пришвартована к борту плавбазы "Магаданский комсомолец". В один из февральских дней им было предписано выйти в Авачинский залив, погрузиться и выполнить задачу из курса боевой подготовки.

Авачинская бухта. Одна из подводных лодок этой бригады (Это не та лодка, о которой здесь рассказ) стоит на якоре. Рядом - плавбаза "Магаданский комсомолец". 1982 год. Фото автора.
Авачинская бухта. Одна из подводных лодок этой бригады (Это не та лодка, о которой здесь рассказ) стоит на якоре. Рядом - плавбаза "Магаданский комсомолец". 1982 год. Фото автора.

БЧ-5 (электромеханическая боевая часть) состояла из двух офицеров, трех мичманов и 20 с лишним матросов. Надо же тому случиться, одного из офицеров, командира группы, приказом по флоту сократили на всех ПЛ этого типа, на 613 проекте. В то же самое время старшина команды электриков уволился с лодки по окончанию контракта, а старшина команды мотористов был отпущен в отпуск. Оставались на лодке только сам механик (командир БЧ-5) и молодой мичман, старшина команды трюмных, он вчерашний матрос.

Зимняя ночь. Лодка стоит в готовности к немедленному отходу от плавбазы на задание. На мостике вахтенный офицер мерзнет - это замполит. Механик сказал ему, что пошел в туалет на плавбазу, а после будет находиться в такой-то каюте. И в случае сигнала к отходу просил немедленно предупредить его. Да, это вот ключевой момент: в каюте на плавбазе механик находился с автором этих строк, вот почему я все это знаю в мельчайших подробностях. Мы сидели там и коротали долгий зимний вечер.

Время от времени механик выскакивал к борту, видел стоящую рядом лодку и скучающего мёрзнущего замполита. Но на флоте все всегда случается неожиданно и через одно известное место. Выскочил механик очередной раз, смотрит - а лодки у борта нету! Только черная вода в неуспевшей затянуться колотым льдом полынье. Заметался механик, как угорелый, по плавбазе с борта на борт мечется, глядит во все стороны, но видит только мерцающие огни ночного города на другой стороне бухты. Прибегает в каюту, сам не свой, глаза по 5 копеек.

- Лодки нет, - говорит мне упавшим голосом.

- Сбегай на соседние пирсы, - говорю ему. - Не могут они без тебя просто так взять и уйти в море. Ты же командир БЧ-5! Скорее всего, они перешвартовались, где-то тут рядом стоят.

Прибегает вскоре механик, язык на плече, глаза горят, трясется весь:

- Нету их нигде!!! Ушла лодка!

Нет, это один шанс из тысячи, это просто дикий случай. Как это так - ушла лодка? Смотрим друг на друга и не верим случившемуся.

А вот как на самом деле там всё было. На флоте обычно сначала долго спячка, а потом сразу и неожиданно - горячка. Так и здесь. Несколько часов начальники друг друга мурыжили и команду держали в готовности и напряжении. Люди уже потихоньку расслабились от пустого напряга и неизвестности, как вдруг сходу командир и замкомбрига запрыгнули с плавбазы на лодку, как на тачанку. И сразу, не думая своими умными головами ни секунды:

- Отдать швартовы!

Замерзший замполит в тот момент забыл обо всем, что помнил. И себя самого забыл, и что механика нет на борту, тоже забыл. Голова у политрабочего забита марксизмом-ленинизмом с цитатами. Нет в его башке места мыслительному процессу и тем более, ответственности. Уступил место на мостике начальству, а сам спустился вниз, юркнул под одеяло в своей каюте и затих, как мышь. Управился деятель!

Лодка отошла от борта очень быстро. Начальники наверху командуют, столпились там все, и тесно им: замкомбрига, командир, старпом. Все лодкой сообща управляют, в ночную даль глядят, и все магелланы! А вот просто взять и проверить, что внизу в лодке творится - на то ума не хватило ни у одного из трёх умников. Это же надо кому-то из них вниз спуститься.

А внизу в центральном посту единственный мичман из БЧ-5, вчерашний матрос, напрягается. Отдувается за всех господ офицеров, доклады из отсеков принимает. И кажется ему, молодому спецу, вчерашнему матросу, что это именно он всем процессом управляет. Гордится собой, вот уж честь выпала! Короче, наверху густо, а внизу пусто. А потом начальники вниз спустились:

- О, а где же наш механик? Наверное, в своей каюте дрыхнет, такой-сякой?

Замполита не ищут, он никому не нужен, это заведомый балласт. А механик нужен, без него в море никак! В его каюту тарабанят, а в ответ тишина. Вскрыли топором, а там - никого! Нету механика! И в отсеках тоже нигде нет. Обнаружили пропажу, когда лодка была уже на выходном створе. Что же делать? Возвращаться, доложить, что очень жидко обделались, механика на берегу забыли? Это анекдот и позор, ну прям конкретный косяк, нельзя так подставляться, надо как-то прикрывать свою безмозглость!

И вот старший на борту, замкомбрига, принимает волевое решение: ничего наверх не докладывать и за механиком не возвращаться. Прикрыл свою... свой тыл, что у него сзади ниже спины. А если пришлось бы докладывать оперативному дежурному о случившемся - это значит выставить напоказ свою вопиющую безответственность. Это получить хороший нагоняй от вышестоящих вождей. Командир лодки ему не возражает, вроде того, что да, сами с усами, справимся и без механика. Знаем и без него, как железо в лодке работает.

А механик продолжает метаться по плавбазе, с горя места себе не находит. Я пытаюсь успокоить его и говорю:

- Поднимись наверх в походный штаб, представься начальству, обозначь себя.

Механик рванул наверх. Там начальник походного штаба капитан 2 ранга Гуцалов глаза вылупил, смотрит на бедного механика, как на привидение:

- Это ты, ............... ??? - и называет фамилию механика. - Почти 20 лет служу на флоте, но такого чуда еще не видел, чтобы механика на берегу забыли!

Механик стоит, оправдывается, типа пошёл в туалет и... вот такое случилось! Короче, 10 минут позора, но его задница теперь надежно прикрыта. Он не виноват, что его забыли на берегу.

А что же на лодке происходит? Кто там должен был руководить вместо механика электромеханической боевой частью на этом бестолковом выходе? А никто и не руководил. Все пустили на самотек. Матросам из БЧ-5 просто отдавали команды с мостика строевые офицеры, имеющие нулевое представление о специальных режимах эксплуатации энергетической установки. По принципу, "Прокукарекал - а там хоть не рассветай!"

Итак, по смыслу задания нужно было погрузиться под воду. Но погружаться без командира БЧ-5 и мичманов группы движения всё же не решились, это похоже инстинкт самосохранения все-таки сработал у начальников. Жить-то им тоже хочется. Они просто имитировали погружение заполнением носовой группы цистерн. Думали, что обманывали оперативного дежурного флотилии, не подозревая, что дурят сами себя. Исправно писали в вахтенный журнал, всякую туфту, что типа "погрузились под воду". Вот же сказочники!

Проделав эту процедуру, потом решили вернуть лодку в исходное крейсерское положение. Нужно было продуть носовые цистерны и возвращаться на базу. Продули бы воздухом - и все было бы правильно. Но с мостика было отдано вроде бы смелое, но чрезвычайно глупейшее распоряжение: готовиться к продуванию цистерн выхлопными газами дизеля. Это была ПЕРВАЯ ошибка.

Должна подаваться команда: "По местам стоять, к всплытию! Пятый, приготовить левый дизель к продуванию главного балласта без хода, глубина ... метров!" А кому "по местам стоять"? В БЧ-5 никого из начальников нет!!!


При отсутствии офицеров и мичманов БЧ-5 это нельзя было делать категорически! И ВТОРОЙ грубой ошибкой было отданное с мостика бестолковое распоряжение дуть балласт правым холодным дизелем. Хотя, если уж взялись за эту авантюру, надо было продувать балласт хорошо прогретой левой машиной, на которой лодка пришла в район погружения. Там ведь у дизелей раздельные одноконтурные системы охлаждения!

Двухтактные дизели подводной лодки 613 проекта.  Фото:  autotravel.ru
Двухтактные дизели подводной лодки 613 проекта. Фото: autotravel.ru

Матросы четко, но так же бездумно исполнили приказ начальников и начали запускать правый дизель. Холодная машина запускаться не хотела, поэтому при пуске щедро, от души, добавили топливоподачу вручную, на полную. Дизель запустился и пошел вразнос с закрытой верхней газовой захлопкой. Роторно-лопастные воздуходувки дизеля не смогли передавить стремительно нарастающее давление в газоотводе, и произошел заброс выхлопных газов через продувочные окна в полость ресивера дизеля, а там пары масла, та еще гремучая смесь...

Поэтому понимаем: что именно должно случиться в этой ситуации, то и случилось. Да так бабахнуло, что оторванные куски чугуна размолотили и второй дизель, а взрыв прогнул пайолы. Пламенный горячий привет из дизельного отсека полетел через открытую переборку в 4-й отсек, оттуда в центральный пост и горящим клубком вылетел наверх в открытый рубочный люк. В центральном посту всех разбросало по углам. Все произошло мгновенно, никто ничего не успел понять. Но слава Богу, все остались живы.

Полностью без хода лодка не осталась. На следующий день она вернулась в базу под электромоторами. Там лодку ожидали машины скорой помощи и высокое начальство.

Высокое начальство встречает аварийную подводную лодку. Подходящий рисунок О.В. Каравашкина.
Высокое начальство встречает аварийную подводную лодку. Подходящий рисунок О.В. Каравашкина.

И тут началось самое интересное. В каюту на плавбазе, где жили механик с несчастной подводной лодки и автор этого рассказа, примчался запыхавшийся замполит. Обратившись к механику, представитель партии слезно начал умолять его признать, что на этом выходе в море механик - был!

- Иначе нам с командиром придет конец, - умолял растерянный зам.

А я все это слышал. Когда замполит ушел, я сказал механику, чтобы он не вёлся на замполитовские просьбы и не соглашался на роль козла отпущения.

- Механик по определению не может сотворить такую глупость, которая была сделана, - это был мой веский аргумент.

А дальше наши пути разошлись и потом уже я встретил этого механика только через несколько месяцев. И он рассказал, что поддался прилипчивым просьбам и щедрым посулам своих начальников и их кураторов с политотдела бригады и... объявил, что на выходе в море он был! Тем самым взвалил на себя крест совершенных чужих грехов. Так наконец появился долгожданный конкретный мальчик для битья. И вот которого теперь требовалось примерно наказать.

Расправа не заставила себя долго ждать! Козлу отпущения по дисциплинарной линии впаяли НСС, а потом еще и материальную ответственность ему присобачили. Так как это именно из-за непрофессионализма его, такого-сякого механика, были повреждены дизеля, и им теперь требовался дорогостоящий ремонт. Значит, плати, механик!

Труднее всего было с третьей частью наказания, это уже по партийной линии, ну как же без этого? Партия коммунистов жаждала крови и возмездия, и проект строгого выговора с занесением был давно уже заготовлен. Но вот было затруднение с формулировкой. Ну не может честная партия карать невиновного человека! Политрабочие знали, что механик не виноват, что его не было в тот момент на подводной лодке. Но им очень была нужна жертва на партийное заклание! Наверху Политотделу давно уже требовался "жертвенный баран".

И в креативных политических мозгах родилась оригинальная и уникальная по своей подлости идейка:

- А давайте-ка накажем механика за вранье! Его не было в момент аварии в море, а он сказал, что был! Проявил нечестность! Обманул товарищей по партии! Вот и присобачим ему за это строгача.

Так ведь и присобачили!

Я сознательно не называю фамилии действующих лиц этого позорного события. Всех их я хорошо знаю, лично знаком с каждым. Цель этого рассказа - показать, как маленькая ложь и желание прикрыть свои задницы приводят к большим последствиям.

А вот ЗДЕСЬ - тоже про ЭТИХ ЖЕ самых ребят, но там уже можно весело посмеяться.

Дорогие читатели, если рассказ вам понравился, прошу подписаться. Вы будете получать уведомления о новых появившихся рассказах. Можете поставить лайк, буду благодарен.