Музыкальная притча
«Медведь на ухо наступил», – крылатая фраза или притча. Рассказывает о человеке, который не может быть музыкантом. Родился с неустранимым физическим недостатком, ведь на самом деле никакой «медведь» в гости не приходил.
Для обычных же людей «медведь» – большой страх. Он разделяет человека с музыкой так же, как врождённый физический (слуховой) недостаток.
Прежде всего это проявляется в мыслях. Что, если я не научусь играть на инструменте? Разве можно во взрослом возрасте освоить ноты? Вдруг у меня нет музыкальных способностей?
Неужели реально – научиться подбирать аккорды к песням на слух? Где я возьму время для занятий? Стоит ли учить ноты и развивать слух, если пока нет музыкального инструмента?
Расскажу, как я сталкивалась с «медвежьими страхами».
Страхи и призвание
Я обратилась к Богу в 17 лет, и тогда же проявилась тяга к музыке. Я не умела ничего – ни петь, ни играть. Была на 100% уверена, что «медведь на ухо наступил».
Я слушала верующих, которые красиво пели, некоторые играли на инструментах. Как они это делали? Я представить не могла, что музыкальные навыки можно развить с нуля, будучи взрослым человеком.
Я стеснялась признаться кому-нибудь, что хочу заниматься музыкой. Размышляла над стихом из Библии, к Филиппийцам 2:13, «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». Я понимала, что Бог закладывает в сердце определённые желания, тягу к чему-либо, но не могла поверить в серьёзность и осуществимость своих намерений.
Этому легко научиться
Однажды мы молодёжью поехали в аэропорт. Нас было человек 30. Долго пели, а люди слушали. Я наблюдала, как гитарист играет песни на слух. Старалась понять, по какому принципу он переставляет аккорды.
Потом не выдержала и спросила, откуда он знает, какой аккорд играть в каждый момент времени в каждой песне. Он сказал: «Этому легко научиться. Хочешь?»
Чтоооо?! Я смогу вот так играть любые песни? Невероятно! Как только я внешне проявила внутреннюю тягу к музыке, прояснился следующий шаг.
Я сказала: «Хочу!» Он нарисовал в тетрадке аккорды и объяснил, как заниматься. Я уехала в другой город – надо было поступать в учебное заведение, получать профессию.
Нет инструмента
И вот я оказалась в другом городе. Там было мало верующей молодёжи, и никто не умел играть на гитаре. У меня не было инструмента, но я старательно, втайне от всех, изучала записи в тетрадке.
Хотелось перейти к практике. Конечно же, инструмент появился, хотя вначале не свой. Не было сразу «идеальных» условий для занятий.
Нехватка времени
Я снимала комнату у женщины-инвалида. Она не ходила и плохо слышала. После учёбы надо было выполнять много работы по дому. Хозяйка квартиры на каждый день составляла расписание – что я должна была делать.
Я не успевала учить уроки. Было трудно, но у этой женщины дома была гитара. Она разрешала играть, потому что с ослабленным слухом всё равно не слышала, как я «бренчу» в другой комнате.
Ради этого я готова была всё терпеть, хотя моя ситуация напоминала какое-то «рабство». Я не распоряжалась своим временем, и друзья говорили, что мне надо оттуда уходить.
Со слезами на глазах я старалась не отставать в учёбе. Играть на гитаре было некогда. Зато не было ни одного дня, чтобы перед выходом из дома по утрам я хотя бы 5 минут не поиграла на гитаре. Вечером перед сном я также понемногу играла.
Несколько месяцев в таком режиме – и я научилась подбирать аккорды к песням. То, что казалось чудом, стало реальностью. Теперь молодёжь пела, а я играла на слух. Мы ездили по окрестным деревням – посещали небольшие группы верующих, где были в основном бабушки.
Поскольку в те годы не было интернета, знания и навыки передавались «из рук в руки». Я учила играть на гитаре желающих из молодёжи.
Оркестр и ноты
Потом стали появляться самодеятельные оркестры русских народных инструментов. Надо было играть по нотам, а я не умела. Желающих отправили учиться на краткосрочные курсы, выдали домры и балалайки. Я не поехала, потому что считала, что хватит гитары.
Они вернулись с курсов, и я снова увидела чудо. Я наблюдала, как девушка без музыкального образования по нотам разучивает партию домры. Я-то знала, что до курсов она не владела нотной грамотой. Я спросила, как она разбирается в этих закорючках.
Она пыталась объяснить, но я чувствовала, что это «не для меня». Я решила, что нотную грамоту освоить невозможно – только не понимала, как они научились за 3 недели. Божье чудо!
Тут выяснилось, что в молодом оркестре некому играть на балалайке-альт. Мне не нравилась эта балалайка. Я ходила кругами – присматривалась и понимала, что опять в сердце тяга.
Меня начали учить. А для балалайки ноты пишут не в одну строчку, а «в 3 этажа», потому что нотами записаны аккорды. Выглядит это «страшно». Но самое ужасное, что на сыгровках я играла не «по рукам» руководителя оркестра, а в своём темпе – и загоняла весь оркестр. Играть по нотам было сложно, даже несмотря на то, что я без проблем умела на слух аккомпанировать на гитаре поющим.
Сборный оркестр
Как только я научилась играть «по рукам», открылась следующая дверь. Формировали сборный оркестр из разных городов. И никто из играющих на балалайке-альт не смог поехать. Выбора не было, и позвали меня, хотя на тот момент мне было сложно разобрать все партии.
Я приехала в другой город, зашла в зал, где проводилась сыгровка. А там – взрослые люди: преподаватель баяна, преподаватель кларнета, выпускники музыкальных школ и училищ. И тут я с балалайкой. У меня появилась дрожь в коленках, от осознания ответственности. Я рухнула на своё место: «Господи, куда я попала».
Выяснилось, что я немного неправильно играю, из-за незнания теории музыки. Мне объяснили – сориентировалась. Участвовала в нескольких поездках. Подтянула теорию музыки, училась на курсах.
В таких поездках слушателям интересно было заглянуть в ноты. Когда видели «3х-этажные» для балалайки – думали, что мы все с музыкальным образованием. А для меня Божьи чудеса в музыке всегда связаны со стихом: «Сила Моя совершается в немощи».
Преподавание
В разных городах периодически проводили курсы для оркестрантов. Однажды и меня позвали заниматься с балалаечниками. Конечно, я могла передать навыки игры. Но когда приехала на курсы, выяснилось, что надо ещё преподавать сольфеджио в группе начинающих. На курсы приехало много новичков, и преподавателей не хватало.
Мне опять стало страшно от ответственности. Вот моя группа – человек 15 юных музыкантов, не знающих нот. Откликнулись на тягу к музыке, которую Бог заложил в их сердца. Смотрят на меня и верят, что смогу научить их за 3 недели. Прямо сейчас надо ходить на сыгровки, разбирать по нотам партии. Бояться некогда – занимаемся и снова видим Божьи чудеса.
Дирижирование
Ещё когда я начинала осваивать гитару и делала первые шаги в музыке, впервые увидела вживую, как регент дирижирует хором. Я превратилась в ребёнка – так захватило всё увиденное и услышанное.
В то время мы жили вместе с подругой из молодёжи. Я пришла домой и начала дирижировать перед зеркалом. Она увидела и рассердилась: «Ты как маленький ребёнок. Будто заняться нечем». Больше я в присутствии окружающих не дирижировала перед зеркалом :)
Прошли годы. Когда я сдавала экзамен по дирижированию на регентских курсах, и передо мной сидел оркестр человек в 100 – я вспомнила тот случай. Всё-таки «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».
С тех пор я знаю, что к желаниям сердца надо относиться серьёзно, даже если в будущем «никаких перспектив», и окружающим это кажется детскими играми. Бог открывает возможности, которые сейчас не видны.
10 лет без музыки
Пришли годы болезни. Больше 10 лет я боролась за выживание. Несколько раз казалось, что жить нет сил, но Господь каким-то образом укреплял и вёл дальше.
Сложно было «проходить пустыню» после активной деятельности. Я размышляла над словами скрипача и композитора Евгения Никифоровича Пушкова:
«Больше не коснусь рукой своей
Нежных струн твоих, царица-скрипка...»
Глубокая тоска на сердце! Быть вне дела, которое требовало сил, упорства – тяжело. Даже когда полностью справилась с болезнью, думала, что музыка – пройденный этап моей жизни. Я смирилась с этим. Гитару отдала.
За 10 лет забыла всё, что знала. Я вернулась на уровень новичка и больше не смотрела в сторону музыкального развития.
«Бог производит в вас...»
Потом у знакомых внук пошёл в музыкальную школу. Мальчик маленький, учился на скрипке, и надо было присутствовать на занятиях, чтобы записывать замечания преподавателя.
Знакомые не были связаны с музыкой и попросили меня помочь. Когда я пришла на урок в музыкальную школу, моё сердце перевернулось. Мальчик учиться не хотел, а вот я поняла, что никуда от этой тяги в сердце не деться.
Юный скрипач несколько лет учился, меня периодически просили помочь с домашними заданиями. Пришлось восстанавливать забытое, но вспоминать легче, чем разбираться впервые.
Тем временем ослеп дедушка этого мальчика. Я начала учить его играть на гитаре. Убедилась, что даже слепой пенсионер может научиться подбирать аккорды к песням на слух. Стал сочинять песни.
Меня это заинтересовало. Бог дал в сердце новое желание – развить собственный слух до высокого уровня. В юности я не занималась этим целенаправленно. А тут увидела, что слух развивается в любом возрасте.
Решила поэкспериментировать с развитием абсолютного музыкального слуха с нуля.
Благодаря эксперименту начала общаться с профессиональными музыкантами и педагогами, изучать книги по теории музыки и пр. Это долгий эксперимент, и в будущем прояснится, к чему приду.
Чтобы стать участником экспериментальной группы по развитию абсолютного музыкального слуха с нуля, напишите мне сообщение.
Композиция
Я долго думала, зачем Бог вернул меня в музыку. Как и в юности, не виден следующий шаг. Если бы не внук-скрипач моих знакомых, я бы не стала вспоминать забытое. Если бы не слепой пенсионер, я бы никогда не задумалась о развитии абсолютного слуха. Случайные события – для меня, но не для Бога.
Размышляя, однажды поняла, что в сердце живёт невероятная тяга к сочинению музыки. Для этого и нужен развитый слух. Нашла консерваторскую программу, чтобы понимать, какие предметы осваивают композиторы.
Медвежьи страхи
События моей жизни показывают, что не обязательно знать следующий шаг. Нет времени, нет инструмента, нет условий и пр. – всё это не имеет значения. Первый шаг – всё равно шаг веры, потому что «только Бог знает намерения, какие имеет о нас».
На каждом этапе Господь открывал возможности, о которых я не могла помыслить. За годы ученичества получила навыки игры на домре, баяне, поперечной флейте, синтезаторе и пр. Просто так получилось, незапланированно.
Мне было непонятно, зачем всё это, ведь надо фокусироваться, а не распыляться. Начинала заниматься с детским оркестром, но увидела, что не моё. Тогда зачем? А когда осознала, что меня тянет в композиторство, сложилась мозаика.
А как Бог ведёт по музыкальной дороге вас? Мешают ли вам «медвежьи страхи»?
Чтобы стать участником экспериментальной группы по развитию абсолютного музыкального слуха с нуля, напишите мне сообщение.
Моя книга с упражнениями по развитию музыкального слуха (константного) появилась в интернет-магазине «Озон».