Найти в Дзене
Из точки А в точку Б

Как благодаря железным дорогам появились часовые пояса

Оглавление

До начала XIX века никакого деления на часовые пояса не было вовсе. В каждой местности своё собственное время определяли по солнцу (ну или брали то, которое принято в ближайшем крупном населённом пункте). Всё это замечательно, когда территории не особо связаны между собой. Когда стали ходить поезда, соединявшие разные концы стран, такая система стала не только неудобной, но и опасной.

Первой была Великобритания

Британские железные дороги всё-таки заставили правительство навести порядок со временем. Для начала оно было установлено единым везде, за ориентир взяли время Гринвича — там, недалеко от Лондона, была расположена королевская обсерватория. Это время долго называли лондонским, тогда же появилось используемое сейчас сокращение GMT — Greenwich Mean Time. И с 1840 года Британские железные дороги постепенно стали внедрять у себя расписание по лондонскому времени, а не по местному.

К 1855 году большая часть общественных часов Великобритании показывала лондонское время, но законодательно его сделали обязательным только в 1880 году. А до того, пока использовалось и местное солнечное тоже, бывало странное. Скажем, избирательные участки где-то могли открываться в 08:13 утра.

Гринвичская обсерватория
Гринвичская обсерватория

Затем США и Канада

В Северной Америке переход на стандартное время произошёл в 1883 году, и тоже потому, что этого требовало развитие железных дорог. До того было принято местное солнечное время, а часы в каждом городе сверяли по каким-то общеизвестным общественным часам — на церкви, на башне и т.п.

Но в США сразу ввели время в по часовым поясам — страна слишком обширна для единого времени. За точку отсчёта был взят Гринвич, а далее отсчитывался шаг в соответствии с поясными меридианами: 15° — 1 час.

Часовые пояса в США, 1913 год. Фото: https://ru.wikipedia.org/
Часовые пояса в США, 1913 год. Фото: https://ru.wikipedia.org/

Впрочем, сейчас деление на часовые пояса на территории Северной Америки существенно отличается от принятого более ста лет назад. Границы зон всё время пересматриваются, и основное, что принимается во внимание, — удобство хозяйственной деятельности. Например, поздний восход — однозначно негативный фактор.

Часовые пояса в России

Местное время в России тоже определяли по солнцу. Но к тому моменту, как здесь стали развиваться железные дороги, идея единого времени в Англии была уже реализована, так что этот опыт переняли сразу же. И с самого начала на российских железных дорогах использовали единое петербургское время — среднее солнечное время на меридиане Царскосельского вокзала в Санкт-Петербурге и Пулковской обсерватории.

Отсчёт времени по единой системе часовых поясов был установлен в 1919 году. Территорию страны разделили на 11 поясов (со 2 по 12), их границы установили в основном по железным дорогам и рекам, а не по меридианам географических поясов.

«Прилегающая к реке или железной дороге полоса смежного пояса, шириною в 10 вёрст, относится к тому же поясу, к которому отнесена данная река или железная дорога».
Декрет СНК РСФСР от 8 февраля 1919 года
Куранты, Московский Кремль
Куранты, Московский Кремль

Конечно же, нововведения прошли не сразу по всей стране, и потом система отсчёта времени постоянно модифициовалась. Меняются границы часовых поясов в России и сейчас. Но оно по-прежнему остаётся единым, и железные дороги, а потом и самолёты всё теснее связывают территории, сокращая расстояние от любого пункта А до пункта Б.

Сейчас во всех расписаниях российских железных дорог указано московское время. Исключение — станции, находящиеся на территории других стран, для них указано местное время. Так что когда вы покупаете ж/д билет на Poezd.ru, в кассе на вокзале или где угодно ещё, вы пользуетесь теми идеями, которые возникли благодаря развитию железных дорог ещё в XIX веке. И каждый раз, когда ваш поезд приходит вовремя, — тоже.