Савелий Викторович Крамаров москвич. Он появился на свет в октябре 1934 года в одном из столичных роддомов. Его семья на тот момент была вполне благополучной. Папа – известный столичный адвокат, мама не работала. Когда Саве исполнилось 4 года, отца Виктора Крамарова арестовали. По обвинению в агитации против советского строя он был осуждён на 8 лет и отправлен на лесоповал в один из северных лагерей.
Выживать семье без единственного кормильца было очень тяжело. Устроиться на работу мама не могла до тех пор, пока не развелась с осуждённым мужем.
Отца Савелий Крамаров почти не помнит. Он видел его лишь раз, когда в конце 1950-ых папу освободили, и он ненадолго приехал в Москву, чтобы повидаться с родными. Но оставаться в столице ему не позволили, и он вернулся в Бийск. Там отца арестовали и осудили повторно, отправив в Красноярск. Вскоре Виктор Крамаров умер. По некоторым сведениям, он покончил жизнь самоубийством.
Полным сиротой Сава остался в 16 лет. Мама умерла. Парня, ещё ученика школы, взял на попечение родной дядя. Савелий Крамаров был сложным подростком. Учиться он совершенно не хотел, сбегал с уроков, дрался. Единственной отдушиной, где он чувствовал себя вполне счастливым, был кинотеатр. Ему казалось, что мир театра и кино - это именно то место, где он сможет всегда оставаться счастливым.
После школы Савелий Крамаров конечно же попробовал поступить в один из столичных театральных институтов. Но провалил экзамены. Пришлось отнести документы в лесотехнический вуз. Но уже на втором курсе Сава сумел, несмотря на огромный конкурс, поступить в театральную студию при Центральном Доме работников искусств.
По окончании Лесотехнического института в 1958 году Крамарову пришлось работать по специальности. Но вскоре он бросил работу, к которой никогда не лежала душа.
Савелий Крамаров понял, что действовать надо более решительно. Он разослал свои фотографии во все киностудии страны. На счастье, на одно из своих писем он дождался ответа. Вскоре начинающий артист дебютировал в картине «Им было девятнадцать». Это была небольшая роль, но именно с неё началась актёрская биография Савелия Крамарова.
А вот по-настоящему артиста заметили после ленты «Ребята с нашего двора», в которой Сава появился в образе хулигана Васьки Ржавого. Артисту сразу же предложили похожую роль хулигана Пименова в картине «Друг мой, Колька!». Вот тогда Крамаров и получил долгожданное признание. Более того: впоследствии именно эту роль Савелий Викторович называл одной из лучших и любимых в своей творческой карьере.
Ошеломительный успех получил артист после выхода «Неуловимых мстителей», хотя он здесь появился лишь мельком. Зато его фраза про мёртвых с косами вдоль дороги мгновенно превратилась в крылатую.
В 1967-ом Савелий Крамаров получил приглашение в Театр миниатюр. Он с удовольствием его принял и замечательно играл на этой сцене. Но именно кино, а не театральные подмостки, превратили Крамарова в легенду. В 70-ых он был наиболее известным комедийным артистом в СССР. А в 1972-ом Савелий наконец поступил в ГИТИС и получил актёрское образование. Странно, но при своей сумасшедшей популярности у Крамарова, окончившего вуз, не получалось устроиться на работу ни в один театр.
Неповторимая внешность артиста и помогала, и одновременно мешала. Персонажи такого типажа, как Крамаров, не имели шансов получить главную роль в советском кинематографе. Поэтому самой масштабной работой актёра считается роль вора-рецидивиста Феди Ермакова из культового кинофильма «Джентльмены удачи». Картина имела ошеломительный успех. Многие фразы Крамарова стали крылатыми. Например: «Автомашину куплю с магнитофоном, пошью костюм с отливом — и в Ялту!». Или: «Всё! Кина не будет!».
«Джентльмены удачи» и вправду принесли артисту успех и удачу. Предложения сниматься посыпались на Савелия Крамарова как из рога изобилия. Теперь актёр даже мог позволить себе отказаться от роли, которая ему не очень нравилась. Об одной он со временем сильно пожалел. Это был Петруха из «Белого солнца пустыни». Фильма, ставшего культовым.
Без Савелия Викторовича Крамарова не обошлись обе легендарные постановки «Двенадцати стульев». У Гайдая Крамаров был одноглазым председателем шахматного клуба в Васюках, у Захарова – слесарем-интеллигентом Полесов.
На Крамарова свалилась ошеломительная слава. Для артиста даже сделали исключение, разрешив ему приобрести белый «Фольксваген-жук». Это случилось, когда управление делами дипломатического корпуса СССР распределяло оставшиеся после отъезда работников посольств машины. На этой маленькой иномарке Крамаров ещё долго щеголял улицами столицы.
1974 год принёс Крамарову звание Заслуженного артиста РСФСР. Отвечая журналистам на вопрос о дальнейших планах, Савелий с юмором ответил: «Буду копить на народного!». К сожалению, этим планам не суждено сбыться.
К сожалению, в свой предпоследний год жизни артист получил предложение сняться в очень многообещающем фильме, в который его приняли даже без проб. Но неожиданно у актёра обнаружили рак.
Скончался Савелий Крамаров в начале июня 1995 года в больнице Сан-Франциско. Артиста похоронили на еврейском кладбище поблизости города. Через некоторое время на могиле появился памятник авторства Шемякина и Бухаева.
Источник: «24smi.org»,