Предлагаю ещё одну сторону разсмотрения Мраморной карты античного Рима и труда Пиранези "Марсово поле".
Глядя на эту картинку, можно подумать, что мраморная карта сохранилась в достаточном количестве фрагментов для того, чтобы сложить их, как пазлы, и получить полную картину того или иного участка плана древнего города. На самом деле это далеко не так. К 1999 году (ко времени начала проекта по восстановлению карты Рима) было найдено в общей сложности фрагментов, покрывающих не более 15 % площади карты. Те, кто имел дело с пазлами, знают, что отсутствие нескольких фрагментиков здорово затрудняет задачу сложения картинки. Тогда что бы они сказали, если бы узнали, что сохранившиеся фрагменты карты имеют обломанные края, а значит, нет возможности подбирать их по состыковке линий отломов. В наше время, когда появились компьютеры, и стало возможным производить подборку фрагментов сразу по нескольким параметрам, такую попытку предприняли учёные. (о сборке на компьютере здесь)
Из БиБиСи:
Как вы собрали гигантский камень, когда 80% штук пропало, и вы даже потеряли крышку?
Теперь, когда совместная итальянско-американская команда по делу использует высокотехнологичный подход, ответ наконец-то может оказаться в пределах досягаемости...
Строительные камни были украдены, измельчены в цемент или просто соскользнули со стены, чтобы затеряться в садах внизу в течение следующих 1000 лет.
Историческая задача
Повторное открытие некоторых частей в эпоху Возрождения вызвало интерес к восстановлению карты, которая с тех пор очаровала ученых.
Команда Стэнфорда провела цифровое сканирование всех 1,186 выживших частей Плана и построила ряд компьютерных программ, которые используют алгоритмы, чтобы попытаться совместить кусочки.
Помогает им в их детективной работе набор подсказок, встроенных в куски - форма сломанных краев, цвет и прожилки мрамора, резьба самой карты, а также ряд отверстий на оборотной стороне кусков, где плиты были равномерно прикреплены к стене металлическими штифтами. Это интригующий коктейль из трехмерных подсказок, но награды одинаково опьянят.
«Мы использовали все подсказки, которые не имели успеха в течение первых двух-трех лет, затем мы начали получать первые компьютерные матчи (сложения)», - говорит профессор Стэнфорда Марк Левой. «Но когда мы проверили их в Риме, было просто удивительно физически коснуться реальных предметов».
В прошлом году в проекте было найдено столько матчей, сколько ученые нашли за последние 20 лет. И за последние несколько недель они завершили трехмерные модели для всех существующих фрагментов: монументальное достижение и большой шаг вперед по восстановлению забытого пейзажа древнего Рима.
Реконструкция карты после почти 2000 лет - это возможность, которая возбуждает профессора Эндрю Уоллиса Хэдрилла, директора Британской школы в Риме.
«Рим всегда был очень космополитическим местом, и вы можете видеть это в деталях Формы Урбиса: просто больше этого не бывает.
«Первой обязанностью императора было знать, кто был в его городе, где они жили, как и что было на земле, чтобы накормить их, чтобы не допустить беспорядков. Таким образом, эта карта является символическим заявлением как по размеру, так и по величию. вы знаете, мы знаем подробно каждую улицу, каждый дверной проем. Какой прекрасный способ показать знания! Это говорит: «Это наш город - смотрите на это!» «Вау!»
(В наше время) Карта также неоценима для выявления скрытой стороны Рима, которая не выдержала испытания временем - обыденные дома и магазины, где жили обычные римляне. Хотя это разочаровывает, но она дает подробные сведения лишь о первых этажах города, который имел бы горизонт Нью-Йорка своего времени, и это всё еще самая важная топографическая работа, сохранившаяся до наших дней. Отсюда
Теперь посмотрите на снимок ниже и скажите, сколько времени даже самому умелому сборщику пазлов понадобилось, чтобы собрать вместе из тысячи кусочков эти три?
А умудриться собрать с такими имеющимися данными Марсово поле (как то, якобы, сделал Пиранези)?
Можно посмотреть, где находится Марсово поле в древнем Риме
На противоположном берегу реки под №37 на карте обозначен Мавзолей Адриана (moles H'adriani). Вот такой он и его окрестности у Пиранези
Надеюсь, теперь понятно, почему Пиранези ругали и, в лучшем случае, называли фантазёром? Так или иначе, а план Пиранези не отображает реалии Рима времён создания карты, но является его архитектурной фантазией, в которую оказались вписаны известные в его время руины и исторические здания.
Кстати, проект предусматривает участие в сложении пазлов широкой публики. Теперь "поиграться" могут даже школьники. И кому-то улыбнётся удача. А увеличение количества "игроков" ускоряет общее решение старинной головоломки :о)))
Предлагаю прочитать:
Лимон – ценнейший плод для римлян
Великая китайская стена по древне-римски. Цитаты из умной книги от Злого гоблина...
Римский бетон приоткрывает свою тайну пытливому уму
Ананасы в Древнем Риме. Не верь глазам своим - 3
Парфяне – соседи и соперники римлян
Чему римляне научились у этрусков
Как в древнем Риме был налажен учёт
О "загадочной" карте Античной Европы Абрахама Ортелиуса, на которой нет Римской империи.
Засыпанный город Помпеи: как нас пытаются дурить
Засыпанные Помпеи. Как нас дурят - 2
Про Везувий и помпейские грации, а также про любимые слова a La Лавров
«Однозначно доказал», или засыпанные Помпеи «факт» 6
Помпеи бронзового века по имени Авеллино
Помпеи. Водовод Доминико Фонтана