Самое первое крупное танковое сражение случилось прямо в первый день войны. В полдень 22 числа возле маленькой деревни Пелище, которая находится на территории Белоруссии. Именно возле нее столкнулись части 18-й,17-й немецких танковых дивизий и 30-й советской, тоже танковой. Это был встречный бой.
30-я советская дивизия была сформирована в течение февраля-марта 41-го года, это достаточно поздно, и вряд ли ее организация была на высоте. Командовал дивизией Семен Богданов, который в будущем станет маршалом бронетанковых войск. У дивизии были только машины Т-26, численностью 211 штук.
Дивизия двигалась от города Пружан до деревни Пелище в светлое время суток, и в результате чего подверглись ударам немецкой авиации. Тогда были понесены первые потери. Тем временем на встречу советской дивизии двигались 17-я и 18-я танковые дивизии, которые уже успели переправиться через реку Буг. По качеству танков 17-й и 18-й дивизии были на голову выше 30-й советской дивизии. Всего у немцев было 420 танка, из которых больше половины Т-3 и Т-4, все они превосходят советский Т-26, который на тот уже момент являлся устаревшей моделью.
Завязалось мощное сражение, которое части 30-й танковой дивизии вели вплоть до конца дня 22 июня. И в итоге только в первый день войны соединение потеряло до 25% личного состава и 30% танков. Был и ночной бой в котором, 30-ю дивизию теснил противник. Однако, на следующий день, то есть 23 числа, дивизия пошла в атаку, но из 211 танков в ней участвовало только 130 машин.
Про потери немцев рядом с деревней ничего не известно. В журнале корпуса отмечается только лишь то, что был разбит противник, и его потери составили в районе 40 танков. Собственно, этим противником и являлась 30-я дивизия Богданова. А вот в штабе группы армий «Центр» записали, что отразили сильную танковую атаку русских.
Это сражение будет показательно в том, что советские генералы просто не мыслили о том, что танки можно использовать в оборонительных целях, именно поэтому ими только наступали. В итоге с нашей стороны танки очень часто шли в бой без поддержки пехоты, в отличие от немцев, которые и оборонялись, и атаковали, взаимодействуя пехотные и танковые части. Еще одним камнем в наш огород будет подготовка советских танкистов, которой практически не было, в отличие от немецких водителей танков. Всякий опыт приходилось добывать прямо в бою. А атакующий танковый кулак 30-й дивизии был разгромлен уже на второй день войны.
И несмотря на то, что сражение произошло больше 75 лет назад, до сих пор можно отыскать следы танкового побоища. Чаще всего это гусеницы от советских танков Т-26. Немые свидетели первого крупного танкового сражения, о котором мы так мало знаем.