11K подписчиков

Mitsubishi X-2 (ATD-X) Shinshin - японский "Дух" пятого поколения

3,2K прочитали

 Военные конструкторы ведущих стран мира в настоящий момент активно работают над созданием истребителей пятого поколения.

Военные конструкторы ведущих стран мира в настоящий момент активно работают над созданием истребителей пятого поколения. Формально первый самолет такого класса уже существует и им является американский серийный истребитель F-22, однако, даже у своих, американских военных, эта машина вызывает противоречивые чувства.

Поводом для гордости американцев, разумеется, можно считать существенное снижение заметности самолета и гораздо более высокую маневренность, если сравнивать F-22 с техникой предыдущего поколения, что впрочем, тут же нивелируется колоссальной стоимостью производства и эксплуатации машины.

Кроме того, мировые военные эксперты не могут оценить боевую эффективность истребителя, ведь F-22 впервые отправили в зону боевых действий лишь 20 лет спустя, а результаты его полетов в боевых условиях по-прежнему засекречены.

Учитывая серьезные сложности в разработке истребителя пятого поколения, на данный момент можно считать, что данная ниша вакантна и именно это, еще больше прельщает развитые страны разработать собственный летательный аппарат с необходимыми характеристиками.

Одним из самых перспективных игроков на этом поле долгое время была Япония, которая ещё в 2004 году для демонстрации возможности создания передовых военных разработок заявила о создании собственного истребителя пятого поколения, построенного с применением технологии малозаметности. Планер истребителя получившего название Mitsubishi X-2 прошел проверку на малозаметность в 2005 году, а в 2006-ом начались испытания дистанционно управляемой модели в масштабе 1:5.

 Военные конструкторы ведущих стран мира в настоящий момент активно работают над созданием истребителей пятого поколения.-2

Первоначально, по заверениям создателей, самолет не предназначался для постановки на вооружение страны, но когда в 2007 году США отказались продать Японии свои F-22, правительство Японии приняло решение о постройке полноразмерных лётных экземпляров ATD-X, запланировав при этом лётные испытания на весну 2014 года.

Однако затем полет истребителя получившего второе название Shinshin (Синсин), что в переводе с японского означает «Дух», был перенесен на конец 2015 года, но конструкторы не смогли уложиться и в эту дату.

Первый летный прототип самолета Mitsubishi смогла продемонстрировать лишь 28 января 2016 года, а первый полет X-2 совершил лишь 22 апреля. В ходе испытаний истребитель стартовал с аэродрома в Нагое и спустя 26 минут приземлился на аэродроме Гифу, принадлежащему Воздушным силам самообороны Японии.

По размеру Mitsubishi X-2 близок к Saab Gripen, а внешне очень напоминает американский F-22 Raptor. Размеры и угол наклона вертикального оперения и форма наплыва и воздухозаборников также идентичны используемым на американском истребителе пятого поколения.

Самолет построен с применением стелс-технологий и использует композиционные материалы. Согласно представителю минобороны Японии, эффективная площадь рассеяния у ATD-X больше, чем у насекомого, но меньше, чем у птицы средних размеров.

 Военные конструкторы ведущих стран мира в настоящий момент активно работают над созданием истребителей пятого поколения.-3

По задумкам конструкторов истребитель должен иметь два турбореактивных двигателя, которые позволят развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. На первые лётные экземпляры X-2 планировалось поставить иностранные двигатели — либо General Electric F404 (используются на F/A-18), либо Snecma M88-2 (Dassault Rafale), либо Volvo Aero RM12 (Gripen).

Планов у японцев было действительно громадье, но в начале 2018 года стало известно руководство компании компании Mitsubishi Heavy Industries в итоге признало разработку собственного истребителя пятого поколения слишком дорогим и нерентабельным. Потратив почти двадцать лет Япония приняла решение свернуть ключевые направления этих работ, и теперь планируется, что японские летчики пересядут на боевые машины пятого поколения американского производства, но случится это не раньше 2030-го года.

Военные же эксперты, комментируя работы по созданию Х-2, говорят, что стремление Японии успеть сразу в нескольких направлениях военных программ в конечном счете сыграло с военными ту же злую шутку, что и с космической программой страны, потерянной из-за нескольких сверхдорогих проектов.

© Андрей Рухлов