Один из наиболее важных способов успокоиться даже в самых сложных ситуациях это помнить разницу между тем, что человек делает и тем, что он хотел сделать. В законе разница закреплена в контрастирующих понятиях преднамеренного убийства и убийства по неосторожности. Результат может быть и тот же - обездвиженное тело в луже крови, но мы все считаем что есть огромная разница в том, какие мотивы были у преступника. Мотивы важны, но, к сожалению, нам удается редко понять мотивы в раздражающих ситуациях. Мы легко и сильно ошибаемся. Мы видим намерения, где их не было, противостоим и накаляем, когда на самом деле это необоснованно. Одной из причин, почему мы так быстро делаем заключения и видим вокруг себя заговоры, является горький психологический феномен - самоненависть. Чем меньше мы себя любим, тем больше считаем себя целями для насмешек и издевательств. Почему начали сверлить как только мы сели за работу? Почему письмо не приходит? Нам же надо быть скоро на работе. Почему такси так долго ищет наш дом? Потому что, очевидно, против нас заговор. Потому что мы подходящие цели для такого рода вещей. Потому что мы такие люди, против которых с обоснованной вероятностью будет направлено сверление. Это то, что мы заслуживаем, когда несем с собой избыток самоненависти.Действуя на уровнях ниже осознанности, мы постоянно будем искать подтверждение извне, что мы действительно такие никчемные, какими себя считаем. Ожидания всегда закладываются в детстве, Когда кто-то близкий заставил нас почувствовать себя грязным и преступным. И как результат, мы живем в обществе, предполагая худшее. Не потому что это обязательно правда, а потому что нам приятно делать это. Потому что это кажется нам знакомым и, потому что мы являемся узниками до сих пор неосознанных моделей. Нам было бы гораздо комфортнее в окружении взрослых, если бы мы прибегнули к самообладанию, которое мы используем среди детей.
Маленькие дети иногда ведут себя отвратительно, они кричат на того, кто за ними смотрит, в гневе бросают миску с едой, бросают то, что ты им только что принес. Но мы редко чувствуем себя лично расстроенными их поведением, а причина в том, что мы не предполагаем причины злонамеренности у маленького человечка. Мы ищем самые великодушные интерпретации. Мы думаем что они немного устали или у них режутся зубы, или они расстроены приездом младшего брата. У нас большой репертуар альтернативных объяснений. И ни одно из них не вызывает панику или жуткое раздражение. И это противоположность тому, что происходит среди взрослых. Тут мы представляем, что люди намеренно нас держат во внимании и, если кто-то врубает перед нами в очереди, мы, естественно предполагаем, что они вычислили, что они могут воспользоваться нами и намеренно мечтают причинить нам неприятности. И если мы используем детскую модель интерпретации, наши первые догадки будут совершенно иными, мы подумаем, что они наверное не выспались или у них больные колени или их обидел любовник. Французский философ Эмилио Шартье, считавшийся лучшим учителем франции в первой половине восемнадцатого века, разработал формулу, чтобы успокоить себя и своих учеников перед лицом раздражающих людей. Никогда не говори, что люди злые, писал он, вам только стоит исказить занозу. Он имел ввиду, что стоит искать причину страданий, которая заставляет человека ужасно себя вести. Успокаивающей мыслью будет представить, что они скрытно страдают от чего то, чего мы не знаем. Быть зрелым, значит уметь представлять болевую занозу несмотря на нехватку доказательств. Они могут и не выглядеть разъяренными, они могут выглядеть веселыми и самоуверенными, но заноза должна быть, иначе бы они не стали причинять нам вред. Когда другие бесят нас, нам нужно представить смятение, раздражение, беспокойство и грусть под импульсивной наружностью. Нам нужно нацелить свое сочувствие на тех, кто нас раздражает больше всего. Мы должны сделать очень странную вещь - поменять злость на жалость.