Каждый, кто хочет создать свою игру, в первую очередь задумывается о том, какой инструмент для этого использовать. В наше время существует множество различных программ, позволяющих создавать свои игры. Такие программы называются игровыми движками или конструкторами игр, и в этой статье я расскажу, как сделать свой выбор.
Игровой движок содержит множество вспомогательных средств для разработки игры практически любого качества, однако, любой игровой движок весьма сложен и почти всегда требует знания программирования. Примеры популярных игровых движков: Unity, Unreal Engine, CryEngine, Godot, Source.
Конструктор игр позволяет создавать игры, используя готовые настраиваемые элементы и задавать логику путём использования специальных элементов, поэтому, как правило, программирование в конструкторах игр сведено к минимуму. Это приводит к тому, что зачастую определённые конструкторы игр заточены только на очень узкую направленность (жанровую, например) и имеют ограниченный функционал. Однако это не означает, что на них нельзя сделать хорошую игру. Примеры конструкторов игр: Scirra Construct, Game Maker Studio.
Предлагаю пройтись по основным популярным бесплатным движкам и решить, что именно вам подходит.
Unity
Пожалуй, начну с этого движка, и на это есть две причины:
1. Я сам на нём работаю, и знаю про него несравнимо больше, чем про остальные.
2. В последнее время он развивается так стремительно, что у него есть все возможности затмить остальные популярные сегодня движки.
Unity позволяет создавать как 3D, так и 2D игры любого жанра. В отличии от CryEngine, Unreal Engine, Source, которые изначально были движками для игр жанра "шутер", Unity сразу разрабатывался для возможности создать игру любого жанра, и поэтому на нём разработка аркад, стратегий и так далее выходит более естественной. Движок использует язык программирования C#.
Этот движок имеет довольно большое сообщество разработчиков, огромное количество литературы и документации по нему. Столкнувшись с непонятками, вы практически всегда сможете найти ответ в поисковике.
Приятной особенностью является кроссплатформенность движка. Это означает, что вы сможете сделать игру для компьютера, браузера, любого телефона, планшета и даже для консолей. Поддерживаются Windows, Linux, Mac OS, iOS, Android, XBox, PlayStation и другие системы и платформы.
Финальный аккорд - простота изучения. В этом движке разобраться гораздо проще, чем в любом другом из известных мне, и создать свою первую игру вы сможете довольно скоро после начала изучения. С этим связано появление большого количества плохих игр на Unity, но не дайте ввести себя в заблуждение: это связано не с тем, что движок плохой, а с тем, что даже школьник может сделать игру на этом движке (и далеко не всегда такие игры выглядят хорошо).
Рекомендую к изучению, если вам нужен быстрый результат.
Unreal Engine
Пожалуй, главный конкурент Unity на сегодняшний день. Долгое время он значительно опережал предыдущий движок в графическом плане, но в последние годы команда Unity сделала сильный рывок вперёд и почти сравнялась с Unreal Engine (UE). Примеры игр на Unreal Engine - Fortnite, Mass Effect, Gears of War, Bioshock Infinite и так далее, этот список огромен и говорит сам за себя - Unreal Engine позволяет разрабатывать игры AAA-качества.
Но в этом кроется его главная проблема – сложность. Этот движок используется крупными студиями, в которых десятки людей работают над одной игрой, и поэтому важно понимать, что для того, чтобы попасть в список игр выше, нужна целая команда, а для инди-разработчиков это маловероятно. Во-первых, несколько человек банально недостаточно для разработки всех аспектов игры (графика, музыка, код, уровни и т.д.), а во-вторых, этот движок освоить гораздо сложнее, чем любой другой, что же до тех студии, которые создали игры из списка выше – так ведь они уже работают с этим движком много лет!
И всё же, если вы усидчивы и терпеливы, то вы вполне можете изучить этот движок. В нём используется вариация языка программирования C++, но так же есть визуальное программирование с помощью BluePrint, что является весомым достоинством этого движка.
Используется преимущественно для разработки 3D игр, основная жанровая направленность – шутеры. Но на UE вполне возможно создать игру другого жанра.
Рекомендую к изучению, если вы терпеливы и вам нужно качество "из коробки".
CryEngine
Визитной карточкой этого движка является серия игр Crysis, разработанная командой Crytek. Crytek всегда шли в авангарде по количеству новых технологий в своих играх, поэтому можете не сомневаться, что движок CryEngine содержит все самые новые графические примочки.
Движок использует языки программирования C++ и Lua, позволяет так же разрабатывать игры любого жанра, но разобраться в нём самостоятельно, как и в Unreal Engine, весьма непросто. Документации по этому движку меньше, чем по предыдущим двум, равно как и размер сообщества.
Движок ориентирован на компьютеры и консоли, для мобильных и браузерных игр его использовать нельзя. CryEngine используется в основном для 3D игр жанра "шутер", реализация других жанров затруднительна. Помимо этого, имеются неясности с лицензированием, проще говоря - непонятно, можно ли продавать игры, сделанные на нём, и как именно это сделать, не нарушив лицензию. Однако, Crytek работают над этим, и сейчас с этим становится проще разобраться.
В общем, рекомендую его использовать только в том случае, если он вам очень понравился и вы хотите создать красивый шутер. В противном случае, рекомендовал бы посмотреть в сторону другого решения.
Godot
Молодой, набирающий популярность движок. Имеет ряд современных технологий в своём арсенале, позволяет разрабатывать 3D и 2D игры для ряда различных платформ, не очень сложен в освоении. В новых версиях возможно использование языка программирования C#.
К сожалению, в виду пока что не очень развитого сообщества, по нему очень мало документации и литературы, поэтому, столкнувшись с проблемой, не всегда удаётся найти решение.
Если не хотите лишних проблем с изучением, то рекомендую посмотреть в сторону Unity. Если же Unity вам по каким-то причинам не нравится, тогда смело пробуйте Godot.
PlayCanvas, Phaser, PixiJS
Все эти движки объединяет одно - они предназначены для разработки браузерных игр. Нацелены эти движки преимущественно на 2D, но за счёт появления технологии WebGL, некоторые из них постепенно вводят возможность разработки 3D-игр.
Любой из этих движков довольно прост в освоении и содержит полную документацию на своём сайте. Языки программирования, обычно используемые в них – JavaScript/TypeScript.
В целом, хороший выбор для создания Web-игры, брать стоит то, что больше нравится, функционал примерно одинаков.
Game Maker Studio, Scirra Construct
Перечисленные программы являются конструкторами игр, что означает, что их можно освоить в кратчайшие сроки и сделать свою игру не используя программирование вообще.
Прежде всего хочу сказать о том, что обе эти программы являются платными по какой-то странной прихоти разработчиков. На фоне бесплатных гигантов вроде Unity это выглядит как минимум странно.
Используются данные конструкторы почти всегда для разработки 2D-игр. Если программирование для вас является сложным, то конструкторы игр – отличный выбор. Они позволят безболезненно войти в сферу создания игр. А уже потом, когда вы начнёте разбираться, можно присмотреть игровой движок посерьёзнее.
Заключение
В этой статье наиболее полно рассмотрены основные на данный момент игровые движки для разработки игр, теперь вам осталось сделать лишь выбор и начать изучение. Главное – начинайте с малого и пробуйте новое, выбирайте то, что нравится.
Чтобы сделать более точный выбор, рекомендую так же прочитать статью о том, как выбрать язык программирования для разработки игр.
Удачи и весёлой разработки игр!
Подписывайтесь на наш канал, вас ждёт множество интересных постов по разработке игр и приложений.
Связаться с нами можно здесь: vk.com/insanetech