В 1984 году театральная среда была ошарашена известием о том, что знаменитый режиссер театра на Таганке Юрий Любимов был лишен советского гражданства, а въезд в страну ему был запрещен. Квартиру режиссера национализировали, а его знаменитое имя не то что вычеркнули из театральных афиш, но и вовсе не рекомендовали вспоминать.
В правительстве СССР Любимова давно не жаловали, однако, неприятностей ему удавалось до поры до времени избегать и все благодаря Юрию Андропову. Как-то в театр к Любимову пришли дети Андропова – сын и дочь. Они мечтали стать актерами и надеялись, что Любимов одобрит их выбор, ведь они являлись детьми Генсека. Но после прослушивания Любимов отказал отпрыскам Андропова, за что тот ему был премного благодарен, ведь Генеральный секретарь не хотел, чтобы дети были «лицедеями», но противиться их желаниям попросту не мог.
Все закончилось со смертью Андропова в 1984 году. Пришедший к власти Черненко начал устанавливать свои порядки и одним из первых «под раздачу» попал Любимов. Именно он подписал указ о лишении режиссера гражданства, из-за так называемого «антисоветского» интервью.
А случилось все вот как. Любимов был на гастролях в одной из загранстран. И в одном из интервью иностранным журналистам на вопрос о м, как он относится к тому, что советскими ПВО был сбит южнокорейский «Боинг» Любимов рискнул выразить слова родственникам погибших. На следующий день интервью со словами соболезнования появилось в «Таймс».
Слова Любимова на Родине интерпретировали по-своему. Любимову дали указание прервать гастроли и срочно вернуться в СССР. На все про все режиссеру дали 24 часа. Любимов, конечно, прекрасно осознавал, что по возвращении в СССР он кажется за решеткой. И он решил остаться в Англии вместе с женой и маленьким сыном Петром. Власти предоставили им английское гражданство.
На чужбине режиссер не сидел без дела. Он начал ставить спектакли, приводя в восторг иностранную публику. Газеты писали о том, что лишение Любимова советского гражданства принесло миру неоценимую пользу в культурном плане. Однако советские спецслужбы пристально следили за всеми передвижениями и действиями опального режиссера. От него требовали сдать советский паспорт, на что он отвечал категорическим отказом. Давить на него в открытую не могли, вед он являлся, по сути, иностранным гражданином.
В одном из интервью вдова Любимова рассказала о том, что во время проживания в Англии до них с мужем доходили страшные слухи – мол, чекисты хотят похитить их сына Петю. Однако все оказалось лишь домыслами. Также она рассказала и о том, что никакой эмиграции они не планировали. Лишение гражданства было для них полой неожиданностью. Из СССР они в 1984 уехали налегке, ведь планировали вернуться. С парой чемоданов не эмигрируют, так ведь?
Когда к власти пришел Горбачев, травля Любимова прекратилась. Он смог вернуться на родину. Труппа театра встречала его овациями. Вскоре режиссеру вернули гражданство, и он своим творчеством еще долго радовал отечественных театралов.