Найти в Дзене

Как Пророк Мухаммад относился к своим детям и внукам

Оглавление

Чуткость, милосердие и доброта Пророка Мухаммада проявлялись и в том, как он вёл себя с детьми. Он очень любил детей и проявлял большое внимание как к своим собственным детям и внукам, так и к детям своих сподвижников. Пророк давал советы по их воспитанию, нарекал их именами, интересовался их здоровьем, играми и т.д.

В Пророке Мухаммаде, были собраны такие качества, как: Пророческая милость и отцовская забота, поэтому он очень заботился о своих детях с самого их рождения. Он выбирал для них прекрасные имена, делал акыка[32] за каждого ребенка. Он выдавал серебро весом с вес обритых волос ребенка, которые сбриваются на 7 день после рождения. Он очень радовался, когда они рождались. Доказательством его любви к собственным детям было то, что он обнимал их и целовал. Он очень грустил, когда кто-то из них болел. Рассказов о любви Пророка к своим детям очень много, но мы выбрали некоторые из них.

Как он обращался с Фатимой

Когда она приходила в гости к своему отцу, Пророку Мухаммаду он приветствовал её стоя, целовал её и предлагал присесть рядом с ним. Когда же Пророк сам отправлялся в гости к дочери, она оказывала ему точно такие же почести.

Давайте обратим внимание на взаимоотношения отца и дочери, которые передала А’иша, сообщая: «Походка Фатимы была такой же, как и у Пророка. Однажды она пришла к Пророку Мухаммаду, своему отцу. Он приветливо её встретил, сказав: «Добро пожаловать, доченька». Он сначала посадил её или слева от себя, или справа, и сказал ей что-то по секрету на ухо, после чего она начала плакать. Я спросила её: «Почему ты плачешь?» Затем Пророк сказал ей ещё что-то по секрету, и она начала смеяться. Я никогда не видела подобного, чтобы человек так быстро начал радоваться после того, как плакал. Я спросила её о том, что ей сказал Пророк, на что она мне ответила: «Я не буду рассказывать секреты Пророка». Я не спрашивала её об этом до смерти Пророка Мухаммада. А когда он умер, я спросила её, и тогда она сказала: «Пророк Мухаммад сказал мне: «Джибриль каждый год сверял со мной Кур`ан один раз, а в этот раз дважды и из этого мне стало ясно, что приближается моя смерть». Из-за этого я заплакала. Затем он сказал мне: «Ты будешь первой из членов моей семьи, кто последует за мной.. Разве ты не хочешь быть госпожой женщин этой общины?!», и поэтому я засмеялась».Передал этот хадис имам Аль-Бухарий. О великой любви Пророка к своей дочери свидетельствуют также и другие хадисы. В сборнике имама Аль-Бухарий сказано, что Пророк, сказал: «Фатима — часть меня. Кто огорчает её, огорчает меня». Также в сборниках имамов Аль-Бухарий и Муслима сказано, что Пророк сказал: «Воистину, она — часть меня самого. Её боль — моя боль. Всё, что печалит её, печалит и меня, все что радует её, радует и меня». Это изречение передали имам Ахмад и Аль-Хаким.

Пророк Мухаммад, выдал её замуж за самого достойного — ‘Али. Он сказал ей: «Согласна ли ты, чтобы я выдал тебя замуж за одного из тех, кто первым принял Ислам и самого знающего, мудрого и терпеливого?». Этот хадис передали имам Ахмад и Табараний. Но это ни в коем случае не означает, что таким образом заключается никах[33] Это было до никаха. В передаче хадиса Ат-Табараний сказано, что Пророк Мухаммад, сказал: «Я выдал тебя замуж за благочестивого в этой жизни и на Том Свете». Затем Пророк Мухаммад, прочитал им ду’а[34], прося у Аллаhа благословения в их жизни и защитой их потомства от изгнанного шайтана[35].

Он очень любил Фатиму, но в то же время строго следил за её воспитанием. Всю работу Фатима делала сама. Имам ‘Али передал следующее: «Однажды Фатима стала жаловаться на то, что её рукам достается от ручной мельницы. Тогда она пошла к Пророку, но не нашла его. Встретив А’ишу, Фатима рассказала об этом ей. Когда Пророк вернулся домой, А’иша рассказала ему о приходе Фатимы. Он, пришел к нам, когда мы уже лежали в своих постелях. Я хотел подняться, но Пророк сказал: «Оставайтесь на своих местах», и присел между нами, так что я даже ощутил прохладу его ступней кожей своей груди. После чего он сказал: «Хотите, я научу вас лучшему, чем то, о чём вы попросили меня? Когда будете ложиться спать, произносите тасбих 33 раза [слова «СубханаЛлаh» — «Аллаh чист от любого недостатка»], аль- хамд 33 раза [слова «Аль-хамду лиЛляh» — «Хвала Аллаhу»], и такбир 34 раза [слова «Аллаhу Акбар» — «Аллаh Величественен»], и это будет для вас лучше, чем слуга». Пророк сказал им это, потому что на Том Свете это, воистину, то благо, которое остается навсегда. И некоторые толкователи объяснили, что по причине такого восхваления Аллаhа у неё будет такая сила, которая позволит ей работать больше, чем слуга.

Вот так воспитывал Пророк Мухаммад своих детей.

Как он обращался со своим сыном Ибраhимом

Пророк Мухаммад очень любил и заботился о своем сыне Ибраhиме, умершем в младенчестве. Он часто приходил в дом его кормилицы, навещал сына и играл с ним.

Анас ибн Малик рассказывал: «Я не видел в своей жизни никого, кто бы относился к людям сострадательнее и милосерднее нашего Пророка. У Ибраhима, сына Пророка, была кормилица в Медине. Когда Ибраhим был у своей молочной матери Пророк ходил навещать его, и мы ходили вместе с ним. Пророк заходил в дом, брал сына, что-то нежно говорил ему и целовал, носил его на руках, обнимал младенца, потом возвращался к нам. [Сын Пророка заболел и] когда Ибраhим умирал и уже стало понятно, что скоро наступит его смерть, Пророк сказал: «О Ибраhим, смерть — это истина, каждый из нас умрет. Воистину мы опечалены, слезы капают из глаз и сердце наполнилось грустью, но мы не говорим ничего, кроме того, что одобрено Аллаhом»».

Когда умер Ибраhим, Пророк сказал: «Не закрывайте его полностью до тех пор, пока я не посмотрю на него». Когда Пророк пришёл к нему, то опустился на колени и стал плакать. Передал это Ибн Маджаh.

Как вел себя Пророк со своими внуками

Усама ибн Зайд сказал, что одна из дочерей Пророка Мухаммада передала Пророку через людей, что её сын умер, и просила, чтобы он пришёл. Пророк Мухаммад, сказал: «Передайте ей «салям» [приветствие] и скажите, что всё на свете принадлежит Аллаhу: и то, что Он нам дарует, и то, что мы теряем. И всё на свете имеет свой конец. Поэтому терпите и с достоинством выдерживайте испытания!». Но она снова послала за Пророком и сильно просила его прийти. Вместе с Пророком пошли Са’д ибн ‘Убада, Му’аз ибн Джабаль, ‘Убай ибн Ка’аб, Зайд ибн Сабит и другие мужчины. Когда поднесли ребёнка Пророку Мухаммаду он содрогался от переживаний, а глаза были наполнены слезами. Са’д спросил: «О Посланник Аллаhа! Что это?», имея в виду слёзы в глазах Пророка. На что наш любимый Пророк ответил: «Это — милость, которую Всевышний Аллаh даровал испытать сердцам верующих рабов и воистину даёт больше милости тем Своим рабам, которые проявляли больше милосердия!».

Пророк Мухаммад очень сильно любил своих внуков. На это указывает то, что передал ‘Абдуллаh ибн Бурейда от своего отца, который сказал: «Я видел, что Пророк читал проповедь и тогда пришли Хасан и Хусейн, маленькие внуки Пророка, на которых были надеты красные рубашки. Рубашки были им велики, и они путались в них. Тогда Пророк спустился, взял их с собой и продолжил читать проповедь».

Передано о том, что, когда Пророк совершал Намаз ‘Иша’[36] [в некоторых передачах хадиса сказано Зуhр[37] или ‘Аср[38]]. Он поставил ребёнка [Хасана или Хусейна] у правой ноги и, когда склонился в земном поклоне, то ребёнок забрался ему на спину. Пророк провел в земном поклоне длительное время, а когда ребенок слез со спины, Пророк поднялся. После завершения Намаза люди спросили: «Ты никогда не делал так долго земной поклон. Тебе было ниспослано Откровение?». На что Пророк ответил: «Нет, это из-за того, что ребёнок был на спине, я не хотел торопить его, пока он не сделает то, что ему хочется».

Анас ибн Малик передал, что Посланник Аллаhа, часто звал к себе своих двух внуков, Хасана и Хусайна. Он говорил: «Хасан и Хусайн два моих благоуханных цветка[39] в земном мире», и игрался с ними.

В период до ниспослания Пророчества Пророку Мухаммаду в Аравии был распространен чудовищный по своей жестокости языческий обычай: если в семье рождались девочки, то их закапывали живьём. Конец этому варварскому обычаю был положен с распространением Ислама. Пророк Мухаммад на своём примере показал, как нужно относится к дочери. Передано о том, что однажды, когда Пророк собирался выполнить Намаз, у него на руках была внучка Умама — дочь Абуль-‘Аса и Зайнаб. Он стал на Намаз, а она была у него на руках. Когда он совершал земной поклон, клал её на пол, а потом, когда поднимался, снова брал её на руки. Возможно, что Пророк этим поступком хотел подать пример мусульманам, как обращаться с детьми. Насколько же он был милостив и, как сильно он любил своих внуков!

Чужие дети также очень любили Пророка, хотя, быть может, и не все они еще понимали, что значит Пророк, но все равно испытывали к нему душевную тягу. Когда Пророк уходил из города, дети провожали его, а когда возвращался, дети всегда встречали его у ворот города. Каждый из них стремился подержаться за Пророка, потом они вместе с Пророком дружной толпой торжественно входили в Медину.

Передано о том, что к Пророку Мухаммаду пришла группа людей во главе которых был Аль-Акра’ ибн Хабис Ат-Тамимий. Хасан, внук Пророка, встретил их и Пророк Мухаммад обнял его и поцеловал его при них. Тогда мужчина удивился и сказал: «Вы целуете детей? У меня 10 сыновей и я ни разу в жизни не целовал ни одного из них». Тогда Пророк сказал ему: «Аллаh забрал из твоего сердца милость». Передал имам Аль-Бухарий. Пророк не сказал: «Нет ничего такого в том, что ты не целуешь своих детей» и не сказал, что целовать детей это что-то особое. Поцелуй — это от милости и любви. Пророк ответил ему сразу, в этом есть мудрость — чтобы он следовал этому наставлению. Это потому что Пророк Мухаммад разбирался в том, каким должно быть отношение к детям. Пророк показывал какой должна быть любовь и милость, он объяснял, что черствости и жесткости не место в этих отношениях. Поэтому Пророк увидел, что Аллаh словно забрал милость из сердца того человека. Пророк говорил: «Тот, кто не проявляет милость, сам не получает её». Передал это имам Аль-Бухарий.

Несмотря на всё, что Пророк встретил на своём жизненном пути из тяжестей, его отцовская забота была совершенной и для этого в его жизни были отдельное место.

_____________________________________

[32]Жертвоприношение по случаю рождения ребенка.
[33]Акт бракосочетания.
[34]Мольба обращенная к Аллаhу.
[35]Дьявол.
[36]Ночная Молитва.
[37]Полуденный Намаз.
[38]Послеполуденный Намаз.
[39]Он называл их «райхан», что в переводе означает — ароматическое растение базилик.

obislame.info